Отзыв по роману «Гаргантюа и Пантагрюель»

Эпоха Возрождения дала миру множество знаменитых имен: писателей, скульпторов, художников, музыкантов. Художники-гуманисты усматривали объект своего творчества в изображении человека, ее чувств, умственных способностей и качеств, так как и самые художники этой выдающейся эпохи тоже были неординарными личностями. Можно даже сказать, что эпоха создавала человека нового времени, а человек создавал эпоху.

Франсуа Рабле — представитель французского Ренессанса, хотя виднейшим представителем этой эпохи его сделал одно единое художественное

произведение.

Роман «Гаргантюа и Пантагрюель» стал именно тем произведением, благодаря которому имя известного французского врача и ученого-энциклопедиста вошло в мировую историю литературы шестнадцатого столетия. Фантастическая страна Утопия, изображенная в романе Ф. Рабле «Гаргантюа и Пантагрюель», расположилась где-то в Франции. Об этом свидетельствуют описания Парижа и провинциальных городков, в которых живут простые трудолюбивые ремесленники и крестьяне. Роман Ф. Рабле написанный в форме сказки-сатиры. Автор саркастически изображает каждого из представителей схоластической науки, религиозные

распри и самих церковников, с жизнью которых был хорошо осведомлен еще со времени пребывания в монастырях.

Рабле широко использует аллегорию для изображения как положительных, так и отрицательных общественных явлений.

Опираясь на фольклорные источники, автор создал образы людей, жадных к знаниям и к самой жизни. Огромный рост Грангузье, Гаргантюа и Пантагрюеля был олицетворением их безграничных знаний, чрезвычайной образованности, благородства чувств, искренности, доброты и способности на самопожертвование ради обиженных. Великаны-короли создавали законы, направленные на благосостояние своего народа. Сатира и гиперболы Рабле не абстрактные, они опираются на реальную подпочву. Даже в самых прихотливых образах отбивается и тогдашняя действительность, и исторические фигуры.

В литературе периода Возрождения довольно распространенной была тема путешествий, в основе которых лежали реальные события. Рабле использует эту тему для своих сатирических аллегорий, которые иногда изменяются сугубо фантастическими описаниями.

В разделе о пушистых котах автор разоблачил алчных и жестоких чиновников-судей, деятельность которых основана на отрицательных человеческих чертах:

«Нас здесь учат тому, чего сами никогда не учили!.. Нас здесь бьют и учат тому, чего сами никогда не учили!.. Нас здесь бьют и приказывают при этом смеяться!..

Нас здесь признают в том, чего никогда не совершали, не творили, и совершать-творить не думали!».

Одним из наилучших разоблачительных эпизодов книги, направленных против схоластики, есть эпизод со звонами, в центре которого стоит гротескная фигура немощного, старого схоласта, магистра Сорбони Янотуса Брагмардо. Речь старца к Гаргантюа относительно возвращения звонов — блестящая пародия на красноречие сорбонистов.

Рабле в гротескной форме проводит мысль, которая основой всего существующего есть плоть, материя, которая высочайшим критерием в оценке мира есть близость к природе. То, что противостоит этому суждению,- отвратительное и безобразное. Важным эпизодом произведения является рассказ о пребывании путешественников на острове царицы Квинтэссенции, которая употребляла в пищу лишь абстракции, категории, мечты, шарады, антитезы и провеивала свое время через большое, красивое решето.

Франсуа Рабле высмеял лжезнания и полнейшую оторванность от реального мира.

В борьбе со средневековой реакцией Франсуа Рабле использовал все возможные формы комического, среди которых — сатирический гротеск. Писатель всегда смеется, так как это — его испытанное оружие. Очень большим было влияние гениального французского сатирика на мировую литературу.

Рабле было чему учить, ведь эрудиция писателя поражала современников. Он был одним из величайших гуманистов прошлого. Ценнейшим для нас есть его суждения о свободном обществе, в котором будет возможным существование гармонично-развитой личности, так как эта мечта была, есть и будет актуальной для представителей всех времен и народов.




Отзыв по роману «Гаргантюа и Пантагрюель»