«Паломничество Чайльд Гарольда». Мотив романтического бегства от действительности. Картины борьбы за свободу
Цели: продолжить наблюдение за развитием образа Чайльд Гарольда; совершенствовать навыки выразительного чтения и анализа лиро-эпической поэмы; углубить понятие о лирическом герое; воспитывать внимательное отношение к поэтическому произведению. Оборудование: раздаточный материал для работы в группах. ХОД УРОКА I. Организационный этап II.
Актуализация опорных знаний 1. Слушание рассказов о главном герое поэмы «паломничество Чайльд Гарольда» по плану (см.
Домашнее задание предыдущего урока) 2. Беседа — Что вы знаете из уроков истории
Мотивация учебной деятельности Учитель.
Лиро-эпическая поэма «Паломничество Чайльд Гарольда» замечательна тем, что в ней освещаются самые актуальные общественные проблемы начала XIX века — борьба народов с тиранией, их стремление к национальной независимости. Новаторскому содержанию соответствует оригинальная форма произведения. Это лиро-эпическая поэма, в которой описание душевных эмоций достигает совершенства, и вместе с тем это резкая политическая
Созданная между 1809-1817 годами поэма состоит из четырех песен и отражает различные периоды жизни Байрона. Целостность ее достигается не столько присутствием главного героя, который в последней песне совсем уходит в тень, сколько тем, что все песни — плод ярких впечатлений, мятежных дум, изменчивых настроений, душевных переживаний, предчувствий, воспоминаний самого поэта, его смелых оценок событий, свидетелем которых он был. IV.
Работа над темой урока 1. вступительное слово учителя — Центральной темой поэмы является национально-освободительная борьба европейских народов.
С ней тесно связаны темы патриотизма, войны и мира. Поэтому подлинным героем первых песен «Паломничества Чайльд Гарольда» являются угнетенные и сражающиеся за национальную свободу народы Испании, Греции и албании.
Наиболее впечатляющие и выразительные страницы первой песни поэмы посвящаются борющемуся с наполеоновской агрессией народу Испании. Во второй песне поэмы наблюдения над жизнью порабощенной турками Греции вызывают у Байрона горькие раздумья и печальные настроения. И опечален он прежде всего покорностью греков перед поработителями. Стремясь пробудить дух высокой гражданственности и поднять их на решительную борьбу с угнетателями, поэт вспоминает о былом величии древней Эллады, героях ее бессмертной истории и литературы. Из его уст звучит упрек современникам, лишенным патриотизма.
2. выразительное чтение отрывков заранее подготовленными учащимися: «Я сяду здесь, меж рухнувших колонн…
«, «но кто же, кто к святилищу афины…», «Ужель признают…», «нет, Греция, тот разве патриот…» 3.
Чтение-анализ второй песни поэмы Беседа — Как меняется Чайльд Гарольд во второй песне? — Чем автор объясняет перемены, происшедшие в нем?
— Какие новые чувства появились в душе героя? — Какие общественно-политические события изобразил поэт в первой и второй песнях поэмы? — Что он осуждает, а что прославляет в истории, жизни тех стран, которые посетил его герой? — Почему автор, столь непохожий на своего разочарованного героя, тоже обречен на страдания и одиночество в мире? — Что исцеляет его душу, возрождает ее?
4. творческая работа в группах 1 группа.
Как объясняет автор «Паломничества Чайльд Гароль Да» причины, побудившие его героя к странствиям? Какие оценки Он дает при этом английской действительности? Он в обществе был сумрачен и хмур, Хоть не питал вражды к нему… — Пишет поэт о своем герое. так ли относится к обществу сам автор?
В первой песне поэмы автор строго судит своего героя: …
Осрамит и самый лучший род Один бездельник, развращенный ленью… Но во второй песне мы уже не встречаем таких резко отрицательных характеристик Гарольда. Почему?
2 группа. Чем объясняет автор перемену в Гарольде, чувства которого пробудились во время странствий по Греции? Во второй песне поэмы автор говорит о Гарольде: …
И впервые Дыша свободой диких берегов, И зной он рад терпеть, и холод их снегов… Какие новые чувства появились в душе героя поэмы? 3 группа.
В «Паломничестве Чайльд Гарольда» поэт не раз обращается к народам тех стран, которые посещает его герой. Что осуждает и что прославляет при этом поэт?
5. презентация результатов творческих работ Представителями групп V. Рефлексия. Подведение итогов урока 1. Беседа — Какие общественно-политические события в жизни Европы изобразил Байрон в первой и второй песнях «Паломничества Чайльд Гарольда»? — «Паломничество Чайльд Гарольда» — лиро-эпическое произведение.
Объясните это жанровое определение? Как доказать его справедливость? — Байрон назвал свою поэму «простым рассказом». Почему он именно так определил жанровые и композиционные особенности своего произведения?
2. Заключительное слово учителя — В романтической натуре героя Байрона отражается его эпоха, какой видел и воспринимал ее сам поэт.
Передавая Гарольду свои собственные мысли и чувства, автор постепенно оттесняет его на задний план; на страницах поэмы он прямо признается, что «потерял» своего героя. Байрон не стремится дать законченную историю жизни своего героя, он нужен ему, чтобы высказать собственное суждение о действительности, собственную реакцию на нее.
Поэтому линия Чайльд Гарольда прерывается, а в третьей и четвертой песнях почти полностью сменяется лирическими отступлениями, выражающими личные размышления автора. В этом и состоит, прежде всего, романтический характер «Паломничества Чайльд Гарольда». Однако переживания и поэта, и его героя, связанные с конкретным историческим моментом, даны крупным планом, масштабны и поэтому воспринимаются как общечеловеческие, как выражение неудовлетворенности всем мироустройством и судьбой человека в мире.
Поэма Байрона звучит как исповедь и одновременно как декларация романтического настроения. VI. Домашнее задание 1. написать сочинение-миниатюру «Лирический герой и байронический герой в творчестве Дж.
Байрона».
2. индивидуальное опережающее задание: А) подготовить «Литературные визитки» о жизни и творчестве В. Жуковского; Б) подготовить выразительное чтение наизусть отрывка из стихотворения «Певец во стане русских воинов».
«Паломничество Чайльд Гарольда». Мотив романтического бегства от действительности. Картины борьбы за свободу