Пауль Шаллюк — Альфред Андерш

Итоговыми в развитии прозы конца 50-х годов являются также романы «Рыжая» Альфреда Андерша и «Энгельберт Рейнике» Пауля Шаллюка. Для этих романов характерна идейная и композиционная связь настоящего и прошедшего, благодаря которой они приобрели бЛьшую историчность и реализм. Главные герои Андерша и Шаллюка преодолевают разочарованность и активно, сообща выступают с антифашистских позиций.

Пауль Шаллюк в своих вышедших до той поры книгах «Если бы можно было кончить лгать» , «Прибытие в ноль двенадцать» , «Невидимые

ворота» выдвигает моральное обвинение в недостаточном сознании индивидуальной политической ответственности. В романе «Энгельберт Рейнике» он обращается к общественно-политическим проблемам. Вышедший в 1967 году роман «Дон Кихот в Кельне» разоблачает манипулирование средствами массовой информации.

Один «не-приспособившийся» всерьез принимает политико-моральные декларации «свободного демократического общества» и терпит крах.

Альфред Андерш в романе «Рыжая» подводит итоги жизни своей героини.

Жена одного зажиточного мелкого буржуа убегает от нравственной тесноты и оппортунизма

окружающего ее мира в романтическую бедность италь-224

Янских рыбаков. Самоиспытание героини дает возможность автору высветить господствующие моральные устои.

В ранних произведениях Альфред Андерш изображает с экзистенциалистских позиций конкретные исторические события, происходившие при фашизме, причем общественной ответственности он противопоставляет абсолютную непричастность к чему бы то ни было как миг свободы и предварительное условие для индивидуального самоосуществления.

Проблемы лишенного всяких связей, колеблющегося между общественными фронтами и различными возможностями существования интеллектуала присущи также роману «Эфраим» . Хотя Андерш прибегает к глубочайшей самоиронии и всемерно иронизирует над нонконформизмом, он не находит альтернативы. В романе «Винтерспельт» он вновь отказался от такой позиции.




Пауль Шаллюк — Альфред Андерш