Пейзажные образы «Песня о Роланде»
Кроме вооружения, описана одежда, предметы обихода. На страницах «Песни» сверкают золото и серебро, горят драгоценные камни; читатель узнает, что оружие было украшено драгоценностями, что мебель делалась из слоновой кости и ценных пород дерева. Немало слов и образов употребляет автор для описания природы. Повторением суровой картины скудного пиренейского ландшафта он создает мрачный героический фон похода Карла и боя в Ронсевале:
Высок хребет и беспросветны долы, Скалы мрачны, диковинны проходы.
Трава — то зеленая, то залитая
Пришли суда к испанскому прибрежью, Весь край кругом сияет и алеет. Запоминаются скупые, но выразительные слова, описывающие день и ночь: Вечер красив, и ясен свет заката Проходит ночь, заря, сияя, встала Сияет день, и ярко светит солнце Светла луна, и полыхают звезды.
Одной лаконической строкой умеет
Ужасен зной, и столб из пыли поднят. Особенно мощна картина бури, вещающей народу о смерти Роланда. Но пейзаж «Песни» почти всегда оживлен движением и является не просто фоном, он все время слит с действием, с основной темой поэмы — войной:
Явился день, и утро рассвело. В его лучах доспех горит светло, Ярко блестят и панцирь, и шелом, Сверкает щит, украшенный цветком, Светит копье и прапорец на нем.
Что же можно сказать о том, как отражена в «Песни» личность автора и его настроение?
Конечно, автор — повсюду. Это он любовно собрал предания и песни о Роланде, соединил их со своим житейским, военным, социальным опытом и создал величественную и простую эпопею. Скорее всего, можно предположить, что автор — военный человек, не только в тонкостях знающий свое дело, но и искренно любующийся им. Однако ему чужда психология простого рубаки, сегодня служащего одному господину, а завтра другому.
За ограниченным кругозором его феодальной идеологии, идеологии верного вассала, живет мощная, великая идея родины, которой служит не только Роланд, но и сам император Карл.
Пейзажные образы «Песня о Роланде»