Переосмысление В. Стусом истории Украины. По произведению «По летописи Самовидца»

В украинской истории, начиная еще со времен Киевской Руси, летописи играли неоценимую роль. Традиция летописания продолжалась также в период казачества и Гетманщины. Летописи Грабянки, Самовидца, Величко свидетельствовали о процессе интенсивного пробуждения нации к жизни и строительства государства, отражали ее героическую борьбу против чужеземцев. Их авторы старались быть объективными, поэтому не скрывали и позорных дел казацкой старшины, которые привели к потере только что добытой свободы, к ужасной Руине после смерти Богдана Хмельницкого.

Вследствие

этого Украина потеряла независимость, превратилась в служанку своих соседей — Польши и России. Причины и последствия этой национальной катастрофы осмысливали также украинские писатели. Их традицию продолжил и В. Стус, выражая свой взгляд на Руину второй половины XVII века, которая превратилась в длительную трагедию Украины почти до конца XX века.

Поэт обратился к лирической интерпретации казацкой летописи анонимного автора, который подписывался красноречивым псевдонимом «Заступник». По предположениям исследователей, это мог быть военный и религиозный деятель Роман Ракушка-Романовский.

Итак, поэт двигался в историческое прошлое по следам казацких документов, доверяя своему критическому опыту. За довольно продолжительное время порабощения Украины в ее жизни почти ничего не изменилось. Жестокие уроки ничему не научили равнодушных к своей рабской судьбе потомков, неспособных вернуть себе украденную чужаками судьбу.

Поэт не останавливается на изображении ужасного видения. Для него важно найти истинные причины национального бедствия. Он видит их не только во внешних факторах, в постоянных нападениях чужаков, их коварной и хитрой политике.

Есть также внутренние причины. Они скрыты в психологии украинцев, неспособных самодисциплинироваться, дать отпор агрессивным посторонним силам, склонным к раздору в самую ответственную минуту, требующей сплоченности национальных сил. Неумение укоренится в родные земли, постоянная ориентация на восток, запад или юг, а не на собственный народ, всегда была ошибочной и заканчивалась катастрофой национально-освободительного движения:

Стонут в поединке бешеные сыны Украины,

То с ордами ходит, а тот навлекает Москву.

Залились кровью все глаза пророческие.

С руины уже мать не встанет — раскинула руки у рва.

В тексте поэзии — намек на роковой поступок Богдана Хмельницкого — инициатора Переяславского договора, бесхребетность его сына Юрия Хмельницкого, превращенного в орудие турецких интриг, на рабский нрав Ивана Брюховецкого, который променял славное гетманское звание на холопский титул боярина, на постоянные войны между Правобережной и Левобережной Украиной, в которых прежде всего были заинтересованы и Варшава, и Москва, и Стамбул. Поэтому, вполне понятно, что было проклятие таким «сыновьям», которые погубили высокий казацкий чин, Украину-мать.

А где же Украина? Все дальше, все дальше, все дальше. Поэт больно осознавал, почему существование Украины стало проблематичным, и не скрывал открытой им правды, какой бы страшной она ни была — Украина унизительно переименована в Малороссию, вычеркивалась на протяжении веков из географического исторического пространства, вытеснялась в глубокие уголки человеческого сознания. В отчаянии поэт спрашивает: «А где же Украина?» Ему, безусловно, стыдно и за своих современников, которые безмолвно живут в атмосфере обмана и фальши.

Но он уверен: Украина будет свободной!




Переосмысление В. Стусом истории Украины. По произведению «По летописи Самовидца»