Период Предвозрождения. Творчество Данте
Данте Алигьери известен прежде всего как автор гениальной «Божественной комедии». Эта поэма стала итогом его жизненного пути, и для ее создания Данте понадобились все 4 его опыта: куртуазного влюбленного, литератора, ученого и политического деятеля.
Опыт куртуазного влюбленного запечатлен в «Новой жизни». Это сложное по жанру произведение, посвященное мистической любви Данте к Беатриче Портинари, которая воспринималась им как живая аллегория Праведности.
Опыт литератора. Данте был одновременно «модернистом» и «традиционалистом».
Как ученый-философ Данте остался в истории европейской мысли трактатами «Монархия» и «О народном красноречии». Политическая деятельность Данте — самая бурная часть его биографии. Он был лидером партии белых гвельфов и некоторое время занимал один из высших выборных постов во Флорентийской республике.
После государственного переворота, устроенного в 1302 г. его политическими противниками, Данте был навсегда изгнан из Флоренции. Катастрофический итог
Жанровые и композиционные особенности «Божественной комедии». Привычное нам название поэмы в сущности таковым не является, поскольку состоит из указания на жанр произведения и оценочного эпитета, добавленного Боккаччо.
Жанровые особенности. Три формообразующих жанра: визион, эпическая поэма, научный трактат. Жанровые законы визиона и эпической поэмы Данте во многом нарушил.
Композиционные особенности. Текст поэмы вырастает из священного для христиан числа 3, нумерологического символа святой Троицы. Структура поэмы на всех уровнях подчиняется ему: троична строфика «Комедии» ; число кантик поэмы — три ; в каждой кантике — по 33 песни. С помощью нумерологических символов Данте стремился придать своей поэме атрибуты священного текста, поскольку «Комедия», по его замыслу, должна была повлиять на ход мировой истории, изменить состояние человечества и самого автора.
На это указывает и выбранное Данте время путешествия — 1300 г., бывший одновременно и серединой мирового цикла и серединой жизненного пути самого поэта.
Путешествие Данте по трем мирам начинается с Ада.
Происхождение Ада. Он возник после падения свергнутого с неба Люцифера, предводителя восставших против Бога ангелов. Люцифер застрял в недрах Земли, которая, отодвинувшись от него, образовала гигантскую воронку.
Принципы распределения наказаний в Аду. В XI песни «Ада» Вергилий, ведущий Данте через два из трех миров, объясняет своему спутнику устройство преисподней. Из его слов выясняется, что Ад устроен «по науке» — в соответствии с «Этикой» Аристотеля, где выделяются три главных человеческих порока: «несдержанность, буйное скотство и злоба».
Грехи — это проявление пороков в поступках людей.
Грехи несдержанности — самые легкие; они караются в Верхнем Аду ; Остальные — в Нижнем Аду. Грех, порожденный скотством, карается в 7-ом круге. Порок злобы — самый тяжелый; он наказывается в 8 и 9 кругах.
Структура Ада. Сначала — адские сени, где томятся равнодушные, не сделавшие выбор между добром и злом. В 1-ом кругу наказаний нет: это Лимб, где заключены души праведных язычников, живших до Христа, и младенцев, умерших до Крещения.
С этих душ не снят первородный грех, но личных грехов у них нет.
2-й круг — сладострастники, казнимые адским ветром; 3-й круг — чревоугодники, казнимые ледяным ливнем; 4-й круг — скупцы и расточители; 5-й круг — гневные и унылые; 6-й круг — еретики и безбожники в огненных саркофагах; 7-й круг — состоит из трех поясов, соответственно видам насилия: 1-й пояс — насильники над ближним, 2-й пояс — самоубийцы; 3-й пояс — насильники над божеством, естеством и искусством ; 8-й круг — «Злые щели» — место казни обманщиков ; 9-й круг — предатели. В этом круге Данте и Вергилий видят самого Люцифера с тремя грешниками в зубах и здесь заканчивается путешествие по Аду.
Период Предвозрождения. Творчество Данте