Периодизация французской литературы: стабильные и переходные периоды

Периодизация французской литературы: стабильные и переходные периоды Литературный процесс издавна делился на определенные этапы, периоды, что позволяло представить его не как неуправляемый поток словесности, а как закономерно развивающееся культурное явление. В последнее время на основании анализа мирового литературного процесса удалось показать, что сами эти этапы бывают двух типов — стабильные эпохи и переходные периоды. Для стабильных эпох характерны стремление к системе и систематизации, поляризация литературных тенденций, известная

замкнутость границ в сформировавшихся системах, выдвижение какой-либо центральной и — нередко — альтернативной ей тенденции на центральные позиции, что нередко отмечено в названии эпохи. Напротив, для переходных периодов свойственны необычайная пестрота литературных явлений, быстрые изменения «географии культуры», многообразие направлений развития без видимого предпочтения какого-либо одного из них, известная открытость границ художественных систем, экспериментирование, приводящее к рождению новых литературных явлений, возникновение пред — и постсистем, отличающихся от основных систем
высокой степенью неопределенности и фрагментарности. Переходность — главное отличительное качество таких периодов, причем лишь последующее развитие литературы позволяет ответить на вопрос, в каком направлении произошел переход; внутри же периода он ощущается как некая неясность, повышенная изменчивость, заметная аморфность большого числа явлений.

Каждый тип литературы порождает и свой тип писателя и его мировосприятия, а также утверждает специфический образ человека в сознании людей. Стабильные и переходные периоды чередуются. В последние столетия переходные периоды в основном совпадают с рубежами веков. Многообразие конкретного материала в исследовании литературы и в ее преподавании располагается вдоль невидимого, но прочного стержня, организующего и представление фактов, и их интерпретацию. Этот стержень — концепция общего ускорения исторического времени.

Время, которое в первобытную эпоху тянулось необычайно медленно, несколько ускорилось в Античности и Средневековье, стало все более ускоряться в Новое время, понеслось в XX веке, совершенно нельзя вообразить его невероятной скорости в XXI веке, когда мир переходит от индустриальной к информационной цивилизации. Информация растет лавинообразно, утрачивает структурность и превращается в поток. Ускорение исторического времени кажется очевидным.

Именно здесь возникает потребность в фундаментальном гуманитарном знании: когда что-то абсолютно очевидно, как правило, требуется применить принцип тестирования реальностью. И тогда становится ясно, что общее ускорение времени — миф. Очевидность ускорения времени несомненна в мегаполисах. Но она перестает быть таковой, если отправиться в глухую провинцию, тем более в забытые уголки мира, где племена живут первобытным укладом и ничего не подозревают об информационном взрыве.

Итак, в течении времени есть сильные и слабые позиции, а вовсе не одно мифическое ускорение, есть ритмы времени, есть разные ритмы: и общечеловеческие, и индивидуальные. Но уточнить эти ритмы не так просто: если современная литература дает для этого достаточный, даже избыточный материал, то от более ранних эпох до нас дошло далеко не все. Это надо учитывать при характеристике периодизации французской литературы. В ее развитии выделяются следующие этапы: — предыстория французской литературы ; — литература средних веков ; — литература Предвозрождения ; — литература эпохи Возрождения ; — литература перехода от Возрождения к Новому времени ; — литература XVII века ; — литература рубежа XVII-XVIII веков; — литература эпохи Просвещения ; — литература рубежа XVIII-XIX веков ; — литература XIX века ; — литература рубежа XIX-XX веков ; — литература ХХ века ; — ли




Периодизация французской литературы: стабильные и переходные периоды