Периодизация литературного процесса ХІХ столетия
Бунт Жульена Сореля против кастовой замкнутости французского общества субъективно будто бы целиком оправдан и понятен. Тем не менее, объективно он обусловил лицемерие героя и ужасное преступление — выстрелы в госпожу де Реналь в церкви. Пророческий гений Гобсека, который дал возможность этому старикану постигнуть в начале ХІХ ст. еще скрытую для многих суть капитализма, не спас самого ростовщика от власти золота. Этот «философ» и служитель богатства в конце своей жизни деградировал и стал не загадочной романтической фигурой с тайным
Теория Родиона Раскольникова, который тонко ощущает всю несправедливость общественного устройства, которая щедро порождает и беспощадно убивает «униженных и оскорбленных» и «пьяненьких», приводит к тому, что умный интеллигентный юноша становится преступником и ощущает, что он безобразен даже самому себе.
Волевая и умная женщина Анна Каренина стремится к любви, настоящей и искренней, несмотря на общественные условности. Она не хочет быть лицемерной прелюбодейкой, которая наслаждается чувством втайне
Итак, писатели ХІХ ст. опередили даже философов, спрогнозировав будущее разнообразных теорий и концепций, внедряемых в реальной жизни.
Конечно, евразийские Запад и Восток контактировали и раньше. Формы их контактов были разными: от военных конфликтов до мирных и взаимовыгодных торговых связей. Великие географические открытия раскрыли европейцам еще более широкое разнообразие мира, а Соединенные Штаты Америки сделали мир «биполярным», условно поделив его на Старый и Новый.
Однако лишь в ХІХ ст. военная и экономическая экспансия Запада по всему земному шару стала тотальной. Так, уже фактически не осталось территории, которая бы ни была обозначена названием какой-то могущественной европейской страны — формировались колонии: английские, французские, испанские, португальские.
Это, соответственно, предопределяло рост интенсивности культурных обменов, развитие регионального и мирового искусства. Недаром именно в начале ХІХ ст. у Гете возникла мысль о наступлении эпохи «всемирной литературы». Со времен эпохи романтизма все больше осознается национальная неповторимость каждого народа, а затем — и его культуры как одного из проявлений характера и «национального духа».
Историзм, на пути к которому был сделан шаг еще просветителями и особенно романтиками, становится очень важным достоянием эпохи реализма.
С развитием исторического мышления специфическое и индивидуальное более четко постигается в существенно более широкой, общей картине, которая охватывает не только отдельные страны и регионы мира. Культурный процесс ХІХ ст. за доминантами можно распределить на такие главные этапы: начало XIX ст. — 1830-е годы — эпоха романтизма; 1860-е годы — эпоха реализма; 1890-е годы — эпоха раннего модернизма.
Т. е., если безусловным достижением «романтического историзма» было ощущение отличия, неповторимости, эксклюзивности определенных явлений, открытие исторического и местного колорита, разного для каждого народа и эпохи, то следующим этапом исторической и художественной мысли — реалистического историзма — стало понимание диалектического сходства в разном, умение устанавливать связи и похожесть в том, что постоянно изменяется. В национальных культурах разные народы мира формируют те или иные комплексы эстетичных проблем, которые особенно остро ощутимы в каждой стране, но вместе с тем являются отдельными аспектами художественной проблематики человечества в целом.
Именно поэтому степень мирового значения национального искусства или определенного периода его развития определяется объективной ценностью его взноса в казну общечеловеческой культуры. Так, испанский художник Ф. Гойя создал картину «Расстрел повстанцев в ночь на 3 мая 1808 года» , учтя конкретные условия партизанской борьбы испанцев против французских оккупантов и традиции испанской культуры, предрасположенной к напряженно жестких контрастов.
Особые условия назревания Великой французской революции стимулировали обращение художников к гражданской героике античного мира. Это воплотилось в создании Ж. Л. Давидом известной картины «Клятва Горациев» . Со временем рациональный критический анализ современности вызвал возникновение социального романа — произведений Стендаля, Бальзака, Золя.
А расцвет немецкой философской мысли эпохи Конта, Фихте, Гегеля, который сопровождался образованием специфического философско-художественного универсализма «Фауста» Гете, нашел свою аналогию в философичной многозначности пейзажей немецкого живописца К. Д. Фридриха. Но в каждом из этих неповторимых художественных явлений вместе с тем с познанием специфических путей развития «национального духа» воплощены глубинные вопросы общечеловеческого масштаба.
Периодизация литературного процесса ХІХ столетия