Петр Павлович Ершов

Петр Павлович Ершов родился в 1815 году в деревне Безру-ковой, расположенной недалеко от города Ишима. Отец писателя часто менял место службы — в его обязанности входило «следить за благосостоянием крестьянских волостей» и разбирать местные тяжбы. Мальчиком Ершов успел пожить в крепости святого Петра, в Омске, в затерявшемся на Крайнем Севере Березове, в Тобольске. Поэт хорошо знал быт крестьян, таежных охотников, рыболовов, казаков, купцов, ямщиков.

В Тобольске будущий поэт учился в гимназии, а жил у родственника — купца Пиленкова;

людскую купца навещали бывалые люди: некоторые из них хаживали за Байкал. От них мальчик узнал о далеких краях. Спустя годы в «Коньке-Горбунке» Ершов описал, как вечером в царской кухне повара и служители двора сидят за столом, пьют мед из жбана и тешатся сказками о Бобре, о Царе, о Боярыне восточной, о князе Бобыле, о прекрасной Царь-девице, а одна из сказок начинается так:

У далеких немских стран Есть, ребята, окиян.

Можно не сомневаться, что в этой сцене по-своему отразились впечатления детских и отроческих лет поэта. По закону жизни всех устных рассказов услышанное, узнанное, усвоенное опять пошло к людям.

Но Ершов не был простым пересказчиком — он автор сказки, хотя сюжет «Конька-Горбунка» и заимствован из фольклора.

Поэт вернул сказку народу значительно обогащенной, творчески видоизмененной, дополненной выдумкой, какой не было в тех сказках, на которые похож «Конек-Горбунок».

Действие в сказке Ершова движется стремительно, одна картина сменяет другую, и, внимательно приглядевшись, мы узнаем в них уездную Русь, которая в будни пахала землю, хитрила, наделяла худыми кличками разных захребетников, а в праздники торговала, пела, буянила, бранилась, доверчиво слушала рассказы странников об иноземных царях-басурманах. Исправники дерут оброк с крестьян; купцы-гости барышничают; надсмотрщики поставлены от городничего глядеть за торговлей, но давно сговорились с торгашами — те считают денежки да подмигивают надсмотрщикам; слуги разгоняют народ бичами, прокладывая в толпе путь царю-батюшке; стольники и «дворяна», стараясь угодить царю и выслужиться, подличают, наушничают. За всеми этими картинами встает не выдуманная, а реальная Россия, и изобразительная сила описаний как раз и состоит в их правдивости.

Конечно, сказка есть сказка, но реалистическая достоверность ершовского повествования так же бесспорна, как бесспорна и выдумка.

После окончания университета поэт вернулся на родину, в Сибирь. Там обнаружился в нем талант педагога и воспитателя молодежи. В Тобольске Ершов работал сначала учителем, затем директором гимназии и, наконец, ведал всеми училищами губернии. Честно и мужественно, вопреки официальному направлению Ершов старался привить молодежи демократические идеалы, пробудить в ней высокие стремления и порывы.

Но тяжела была жизнь передового человека в тогдашней глухой провинции. Вдали от литературной среды, в трудной борьбе с вечной нуждой литературный талант его угас. Письма Ершова друзьям полны отчаяния. «Впереди… незавидная участь»,- написал он вскоре после приезда в Тобольск. Позднее, едва оправившись от тяжелой болезни, Ершов пожаловался другу: «…верно, еще мне должно пожить.

Пускай! я не отказываюсь. Только поверишь ли, право, не знаю, что наконец выйдет из этого». Скончался Ершов в 1869 году.

В свое время А. С. Пушкин мечтал издать сказку Ершова с картинками по возможно дешевой цене большим тиражом. При недостаточных средствах автора «Конька-Горбунка» и из-за смерти Пушкина это намерение не было выполнено. Оно осуществлено в полной мере только в наше время.

Сказка издана на языках многих народов Советской страны. Талантливые художники иллюстрировали сказку Ершова, значительно обогатив его изумительное творение.




Петр Павлович Ершов