1. А. С. Пушкин — первый в России профессиональный поэт, т. е. первый человек, избравший литературу главным и единственным делом своей жизни. II. 1.
Пушкин-романтик говорит о привлекательности поэтической доли: уход от мира реального, жизнь в вымышленном мире «питомцем нег и Аполлона». 2. 1817 год — ода «Вольность». Поэт призывает «разбить изнеженную лиру» во имя высшей цели: «воспеть свободу миру, На тронах поразить порок».
Революционный романтизм. Об этом же — в стихотворении «К Чаадаеву»: на «обломках самовластья напишут наши имена» — имена поэта и философа.
III. Анализ стихотворения «Пророк» — поэтического манифеста Пушкина. Божественное, пророческое назначение поэзии. Дело поэта не «на тронах поражать порок», но «глаголом жечь сердца людей».
IV. Анализ стихотворения «Арион». В аллегорической форме рассказано о восстании декабристов.
Определяется место поэта в этом восстании: «А я, священной веры полон, гребцам я пел…». Таинственное спасение «певцам» — спасен тот, кому дано Слово, т. е.
Пока живо Слово, живо и дело этих людей: «Я гимны прежние пою». V. Анализ стихотворения «Поэт и толпа». Развитие темы «Пророк» — поэт не может и не должен петь «по заказу» толпы.
Дело поэта — по природе своей особое, как нельзя «ценить на вес» «Кумир Бельведерский», так нельзя требовать от поэзии сиюминутной пользы». VI. Анализ стихотворения «Я памятник себе воздвиг нерукотворный»: 1. Традиционный для мировой литературы образ поэзии: нерукотворный памятник, который прочнее металла и пирамид.
Включение Пушкиным своего стихотворения в особый поэтический ряд подчеркивается эпиграфом из Горация и близостью стихотворения по форме, размеру, стилю «Памятнику» Державина. 2. Творческое кредо Пушкина — 3-я и 4-я строфа стихотворения.
Дело поэзии — «чувства добрые лирой пробуждать». Если поэт служит истине, добру, он навсегда останется в памяти народной. Отсюда логический финал стихотворения: «Веленью божию, о муза, будь послушна…».
Дайджест:
- План сочинения: Тема поэта и поэзии в творчестве ПушкинаТема поэта и поэзии в творчестве А. С. Пушкина I. Вступление 1. Тема поэта и поэзии — традиционная в русской литературе. Ее начали разрабатывать еще поэты XVIII века — Кантемир, Ломоносов, Державин. В творчестве Пушкина эта тема получила дальнейшее развитие. II. Главная часть 1. В своем понимании поэзии Пушкин соединил представление о ней как о ... Читать далее...
- Стихи о поэте и поэзии ПушкинаСтихи о поэте и поэзии. Поэтической декларацией поэта стало стихотворение «Пророк»; . По жанру оно близко духовной оде. В нем обосновывается мысль об особой миссии поэта в обществе, сходной с ролью библейских пророков: нести людям высшую божественную истину. Именно для этого поэт претерпевает мучительные преобразования: посланец Бога ангел серафим наделяет его особыми чувствами — зрением ... Читать далее...
- План сочинения — Тема поэта и поэзии в творчестве В. В. МаяковскогоТема поэта и поэзии в творчестве В. В. Маяковского I. Вступление Традиционность этой темы для русской поэзии. Представление о поэте у Пушкина, Лермонтова, Некрасова. II. Главная часть 1. Своеобразие постановки проблемы Маяковским. Он первый заговорил «о месте поэта в рабочем строю», подчеркивая, что поэзия — это труд, который «любому труду родствен» . Сложности поэтической работы, ... Читать далее...
- Е. А. Евтушенко о поэте и поэзииТема поэта и поэзии волновала еще Рылеева, Пушкина, Лермонтова, Некрасова. Как правило, стихотворения этой тематики провозглашали целью поэтического творчества свободу, гласность. Хрестоматийными стали строки из «Пророка» Пушкина, «Поэта и гражданина» Некрасова. Кто-то может заметить: «Когда это было! Тогда боролись против царя, против помещиков. А теперь народ свободен». Но, на мой взгляд, интересно задуматься, в чем ... Читать далее...
- План сочинения на тему: Поэт, Бог, природа в лирике Пушкина и ЛермонтоваПоэт, Бог, природа в лирике А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова I. Вступление Отношения поэта с Богом и природой всегда волновали как Пушкина, так и Лермонтова, и находили выражение в их лирике. Это триединство воссоздано в стихотворениях, отражающих тему поэта и поэзии, и отчасти в пейзажной лирике. В решении этой темы, как и в ... Читать далее...
- План сочинения: Религиозные мотивы и образы в поэзии ЗаболоцкогоРелигиозные мотивы и образы в поэзии Заболоцкого Мысли о религии, о Боге едва ли не самые потаенные и сокровенные в поэзии Заболоцкого. Начало этим размышлениям положено уже в «Столбцах». Религиозные мотивы выполняют в поэзии Заболоцкого несколько задач: А) библейские образы и ситуации, особенно в ранних произведениях, часто создают отдаленный фон вечности, на котором происходит поэтическое ... Читать далее...
- План сочинения: Лирический герой поэзии ЛермонтоваЛирический герой поэзии М. Ю. Лермонтова I. Вступление Лирический герой — это образ поэта в его лирических произведениях. II. Главная часть 1. Лирический герой Лермонтова — типичный романтик. Поэтому в его лирике так сильны мотивы одиночества, непонятости, предчувствие трагического конца и т. п. 2. Лирический герой Лермонтова ощущает себя человеком необыкновенным, стоящим над толпой. 3. ... Читать далее...
- План сочинения на тему: Раздумья о пророческой роли поэта и его судьбе в лирике А. С. Пушкина и М. Ю. ЛермонтоваЭпиграф: Мы рождены для вдохновенья, Для звуков сладких и молитв. А. С. Пушкин «поэт и толпа» Не встретит ответа Средь шума мирского Из пламя и света Рожденное слово. М. Ю. Лермонтов «есть речи значенье» План. I что без страданий жизнь поэта (строки из стихотворения Лермонтова «Я Жить хочу») II Ты сам свой высший суд. 1. ... Читать далее...
- Г. Р. Державин и А. С. Пушкин о назначении поэта и поэзииАлександра Сергеевича Пушкина называют «началом наших начал», но его поэзия появилась не на пустом месте. А. С. Пушкин хорошо знал творчество величайших предшественников. Он относился к поэзии серьезно, считал ее тем родом деятельности, который существует не только для того, чтобы услаждать слух, но и сотрясать троны. Сравним два стихотворения: «Памятник» Г. Р. Державина и «Я ... Читать далее...
- План сочинения: Свободолюбивая лирика ПушкинаСвободолюбивая лирика А. С. Пушкина I. Встутение Творчество Пушкина приходится на 20-е — 30-е годы XIX века, когда проблема свободы была чрезвычайно актуальной в русском обществе. II. Главная часть 1. В лирике Пушкина мы находим разные грани проблемы свободы. Важнейшие из них: свобода социально-политическая, свобода личности, свобода творчества. 2. В раннем творчестве Пушкина наиболее актуальной ... Читать далее...
- Тема сочинения — Лермонтов и ПушкинКак современная обоим поэтам критика, так и позднейшая историко-литературная наука тесно связали их имена. И для этого были все основания: недаром в Лермонтове видели продолжателя дела Пушкина, ого преемника и наследника. Вообще для характеристики почти всех выдающихся русских писателей, и, в частности, всех поэтов первой половины XIX века, существеннейшее значение имеет вопрос о соотношении их ... Читать далее...
- План сочинения: Тема гордого одиночества в лирике ЛермонтоваТема гордого одиночества в лирике М. Ю. Лермонтова I. Вступление Лермонтов — поэт-романтик, а для романтизма в высшей степени характерен герой, осознающий свое одиночество и вместе с тем — избранничество. Сравнивая себя с гением европейского романтизма Байроном, Лермонтов писал: «Как он, гонимый миром странник,..» II. Главная часть 1. Для того чтобы уяснить тему одиночества в ... Читать далее...
- План сочинения — Человек и природа в творчестве ЛермонтоваЧеловек и природа в творчестве М. Ю. Лермонтова I. Вступление Нет, наверное, ни одного поэта, которым не обращался бы в своих стихотворениях к образам природы. Однако каждый поэт понимает природу и взаимоотношения ee с человеком по — своему. Лермонтов в этом отношении очень своеобразен. Дли него характерно, во-первых, противопоставление природы человеку, а во-вторых, уподобление природы ... Читать далее...
- По литературе тема поэта и поэзии в лирике ПушкинаВ развитие традиционной для европейской литературы темы поэта и поэзии Пушкин внес свой вклад. Эта важная тема проходит через все его творчество. Уже первое изданное стихотворение «К другу стихотворцу» содержало в себе размышления о предназначении поэта. По мнению юного Пушкина, дар слагать стихи дан не каждому человеку: Арист, не тот поэт, кто рифмы плесть умеет ... Читать далее...
- План сочинения: Размышления о мироустройстве в лирике МартыноваРазмышления о мироустройстве в лирике Л. Н. Мартынова 1. Мир поэзии Мартынова — это мир необычайных превращений, метаморфоз, мир невиданных прежде скоростей, который во многом противоречит логике здравого смысла. Поэта всегда занимали универсальность и целостность мировых событий, он обращался к проблемам бытия в больших масштабах. Перед взором поэта открывались, с одной стороны, огромная Вселенная, с ... Читать далее...
- План сочинения: «Что есть красота?..»«Что есть красота?..» Заболоцкий начал с утверждения своих идеалов путем отрицания и неприятия антипода красоты — пошлости. Собственный же эстетический идеал, идеал красоты, поэт выстрадал всей своей жизнью, судьбой, всем своим творчеством. Поэт терпеливо и страстно искал его: А) в мире природы найти его оказалось совсем непросто: ведь Заболоцкий видел в природе и борьбу противоречий, ... Читать далее...
- Лермонтовское понимание темы поэзииУсвоив пушкинское представление о высоком назначении поэзии, Лермонтов подхватил прежде всего мотив одиночества и непонятости поэта среди светской толпы. Противопоставление поэта обществу, его окружающему, было естественно для романтика, каким являлся Лермонтов. Отверженность среди светской толпы — излюбленный мотив Лермонтова с самого раннего творчества. Еще будучи шестнадцатилетним юношей, он пишет: «Пускай поэта обвиняет / Насмешливый, безумный ... Читать далее...
- План сочинения: Онегин и Печорин: анализ образовОнегин и Печорин: анализ образов I. Вступление Сравнительная характеристика образов. Между героями романов Пушкина и Лермонтова много общего, но есть и существенные различия. II. Главная часть 1. Общее: А) происхождение и социальное положение. Оба героя — дворяне, люди достаточно обеспеченные, избавленные от необходимости трудиться. Б) и Онегин и Печорин — незаурядные личности; по сравнению со ... Читать далее...
- План сочинения: Трагизм бытия в поэтическом творчестве БродскогоТрагизм бытия в поэтическом творчестве И. А. Бродского Стихи Бродского ранней поры отличаются повышенной эмоциональностью, приподнятостью лексики и речевых оборотов. Но к середине 60-х годов в поэтике Бродского намечаются новые стилевые тенденции. Взгляд поэта на мир изменился. И картина действительности отражает уже не восторженное романтическое мироощущение, а мир как таковой в его суровом и неласковом ... Читать далее...
- Образы и символы в лирической поэзии ПушкинаВ стихотворении «Пророк» Пушкин в образе пророка подразумевал поэта. Картина, изображенная Пушкиным, в нескольких мелких деталях восходит к VI главе Книги Исаии в библии. Стихотворение первоначально представляло собой часть цикла из четырех стихотворений, под заглавием «Пророк», противоправительственного, патриотического содержания, посвященных событиям 14 декабря. М. П. Погодин объяснял П. А. Вяземскому в письме от 29 марта ... Читать далее...
- А. С. Пушкин. Песнь о вещем Олеге. План пересказВо всех ли строфах использован одинаковый порядок рифм? Ответ обоснуйте. В строфах «Песни…» первая строка рифмуется с третьей, вторая — с четвертой ; пятая — с шестой строкой зарифмованы парной рифмовкой. Такой способ рифмовки выдержан во всех строфах баллады, что придает пушкинскому повествованию цельность и стройность. Определите количество строф стихотворения и найдите строфу, которая содержит ... Читать далее...
- План сочинения на тему: «Нравственность есть правда»«Нравственность есть правда» I. Вступление Проблемы нравственности — это проблемы добра и зла, личности и общества, свободы и ответственности. II. Главная часть Нравственный потенциал русской классической литературы. Утверждение в русской классике таких нравственных ценностей, как совесть, справедливость, добро, сострадание. «Нет величия там, где нет простоты, добра и правды» . Что такое правда? Это не столько ... Читать далее...
- Анализ стихотворения «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» ПушкинСтихотворение «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» Восприятие, толкование, оценка Стихотворение «Памятник» было написано А. С. Пушкиным в 1836 году. Оно стало поэтическим завещанием поэта. В. Ф. Ходасевич считал, что это стихотворение — запоздалый ответ Пушкина на лицейское стихотворение Дельвига «Два Александра», в котором тот предрекал, что Александр I прославит Россию как государственный деятель, а Александр ... Читать далее...
- План сочинения: Художественные черты поэтики И. А. БродскогоХудожественные черты поэтики И. А. Бродского Произведения Бродского можно сравнить с симфоническим оркестром, его могучим музыкальным напором, который достигается насыщенной и необычайно строгой композицией. Бродский не говорит о главном прямо, но всегда уклончиво и обиняками. Он ищет новые возможности подхода к тексту и читателю. Это предопределило ряд характерных черт поэтики Бродского: А) объемные тексты, которые ... Читать далее...
- А. С. Пушкин в Михайловском А. С. ПушкинаА. С. Пушкин в Михайловском А. С. Пушкина часто ссылали в ссылки за его стихотворения, которые не нравились правительству и вот в августе 1824г. его перевели на жительство в фамильное имение Михайловское неподалеку от Пскова под присмотр полиции. Но душевное страдание, смятение, тоска преображались в лирическую гармонию — и в поэзии Пушкин словно проживал еще ... Читать далее...
- Лирический герой поэзии Пушкина Пушкин А. СЛирический герой поэзии Пушкина Вероятно, есть какая-то символика в том. что Пушкин родился накануне нового столетия. Все. что принес он с собой не только в литературу, но и в миропонимание, было необычным для многих его современников. Пушкину выпало жить и творить в эпоху, которая стала для России столь же славной, сколь и трагичной. Его лира ... Читать далее...
- Какие из стихотворений А. С. Пушкина построены на аллегории?А. С. Пушкин 1. Какие произведения можно отнести к вольнолюбивой лирике А. С. Пушкина? А. «К Лицинию» Б. «Узник» В. «Памятник» Г. «На холмах Грузии» Д. «Для берегов отчизны дальной» Е. «К Чаадаеву» 2. Какие из стихотворений А. С. Пушкина построены на аллегории? А. «В Сибирь» Б. «Поэт и толпа» В. «Анчар» Г. «Арион» 3. ... Читать далее...
- Место поэзии и поэта в стихах ПушкинаЕще в своей ранней оде «Вольность» он призывает «свободы гордую певицу», чтобы «воспеть Свободу миру, / На тронах поразить порок». Но Пушкину глубоко органично и понимание поэзии как великого Божьего дара, что нашло отражение прежде всего в программном стихотворении «Пророк»: Как труп, в пустыне я лежал, И Бога глас ко мне воззвал… Поэтический дар приносит ... Читать далее...
- Пушкин, Анализ произведения Борис Годунов, ПланАнализ произведения Жанр произведения — трагедия. Завязка — ожидание того, что Борис Годунов примет царский венец. Кульминаций несколько. Развязка — гибель царской семьи во главе с царем Борисом. Народ безмолвствует. В центре произведения — сильная личность, вступившая в конфликт с окружающим миром. Проблема осложняется легендой о причастности царя Бориса к убийству законного царевича Дмитрия. Нечиста ... Читать далее...
- План сочинения Ф. И. Тютчев, «поэзияСреди громов, среди огней, Среди клокочущих страстей, В стихийном пламенном раздоре, Она с небес слетает к нам — Небесная, к земным сынам, С лазурной ясностью во взоре — И на бунтующее море Льет примирительный елей. Ф. И. Тютчев, «поэзия» Рабочие материалы. С детских лет нам сопутствует поэзия Ф. И. Тютчева. я еще не умела Читать, ... Читать далее...
План сочинения — А. С. Пушкин о поэте и поэзии