План сочинения на тему: Образы русских мастеров в произведениях Гоголя и Лескова
Образы русских мастеровых людей в произведениях Гоголя и Лескова
I. Вступление
Образы русских мастеров занимают существенное место в поэме Гоголя «Мертвые души» и в сказе Лескова «Левша», что обусловлено стремлением воссоздать русский национальный характер, в котором, с точки зрения писателей, талантливость, мастерство, искусность являются ведущими чертами.
II. Главная часть
1.Крепостные крестьяне как мастера своего дела в поэме «Мертвые души»:
А) русский мастеровой человек достигает подлинных высот в любой
Б) русский мастеровой по-настоящему талантлив, справляясь с любой работой без каких-либо специальных инструментов, а лишь с помощью умения и сноровки.
Так, тройку, которая венчает поэму, «с одним топором да долотом снарядил и собрал… ярославский
В) русский мастер не боится никаких трудностей, способен перенести любые испытания: «Русский человек способен ко всему и привыкает ко всякому климату. Пошли его хоть в Камчатку, да дай только теплые рукавицы, он похлопает руками, топор в руки, и пошел рубить себе новую избу» ;
Г) русский мастер неприхотлив, вынослив, ему нужно очень немногое.
Тот же Степан Пробка все губернии «исходил с топором за поясом и сапогами на плечах, съедал на грош хлеба, да на два сушеной рыбы»;
Д) русский человек, проявляя удаль, превосходит другие народы.
Так, в авторском отступлении о птице-тройке говорится: «Не в немецких ботфортах ямщик: борода да рукавицы и сидит черт знает на чем; а привстал да замахнулся, да затянул песню — …» .
2. Поскольку в первом томе Гоголь воссоздал по преимуществу отрицательные стороны русской жизни, которые делали ее бестолковой, зачастую абсурдной, то и в русском национальном характере он отразил качества, вызывающие горькое чувство.
Так, тот же мастеровой, сапожник Максим Телятников, в интерпретации Чичикова, нетерпелив, плутоват, запивает с горя. «Эх, русский народец! Не любит умирать своей смертью!» — думает о мастеровых Чичиков.
3. Изображенные как эпизодические и вроде бы несущественные герои мастеровые люди в конце концов создают образ той основы русской жизни, на которой держится существование помещиков, чиновников, Чичикова и всех остальных.
Лесков во многом наследует гоголевскую традицию в изображении лучших черт, присущих тульским мастерам. К указанным выше качествам, которые отразил Гоголь, он добавляет при создании образов левши и его товарищей такие черты, как:
А) дерзостная фантазия, артистизм в сочетании со смекалкой.
Неграмотный левша и его товарищи выполнили работу
«гораздо секретнее» работы иноземных мастеров: «аглицкую блоху на подковы подковали», причем без «мелкоскопа» — «у нас глаз так пристрелявши»;
Б) патриотизм.
Левша тоскует по родине, родителям; несмотря на заботу англичан о нем, не соглашается остаться у них; русские обычаи и веру считает «самой правильной»; умирает с мыслью о России;
В) смирение перед Богом, глубокая вера.
Тульские мастера молятся Николе Мценскому, прежде чем приступить к работе; левша и в Англии придерживается православной веры. Праведность левши — одна из важнейших черт, присущих русскому мастеру и человеку;
Г) гордость за свою работу, чувство собственного достоинства, сочетающиеся со скромностью.
Так, левша разговаривает с Николаем I, не тушуясь. О скромности же свидетельствует надпись на «пистоле неизвестного, неподражаемого мастерства» — «Иван Москвин во граде Туле», выполненная в потаенном месте. .
Изображение русских мастеровых у Лескова омрачено рассказом о пренебрежении в России своими талантливыми людьми.
III. Заключение
И Гоголь, и Лесков верили не только в лучшее будущее России, обеспеченное талантливостью, духовным богатырством и праведностью, присущими русскому человеку-мастеру, но и в особое предназначение своей Родины.
План сочинения на тему: Образы русских мастеров в произведениях Гоголя и Лескова