План сочинения: Наполеоновская тема в творчестве русских писателей XIX века
Наполеоновская тема в творчестве русских писателей XIX века.
Вступление
Наполеон Бонапарт — одна из самых крупных и примечательных исторических фигур XIX века. О нем вели жаркие споры историки, политики, философы В произведениях русских писателей фигура Наполеона получила свое оригинальное освещение.
II. Главная часть
Русская литература первой половины XIX века обращалась к образу Наполеона «по горячим следам»; еще свежи были в памяти события, связанные с ним, его блестящие победы и сокрушительные поражения. Для русской
Пушкин видел в нем если не великую, то, во всяком случае, крупную личность, оказавшую влияние на романтически настроенную молодежь начала XIX века. Именно статуэтку Наполеона видит Пушкин в деревенском кабинете Онегина; как характерную черту своего поколения отмечает то, что «мы все глядим в Наполеоны». Пушкин видел в Наполеоне воплощение крайнего индивидуализма и идеи вседозволенности.
Иначе относился к Наполеону Лермонтов, который видел в нем великую личность с трагической судьбой, человека, стоящего над толпой, романтического и непонятого.
4. Русские писатели второй половины XIX века обращались к образу Наполеона прежде всего как к символу индивидуализма, продолжая тем пушкинскую традицию. Особенно ярко это проявилось в творчестве Толстого и Достоевского:
А) в «Войне и мире» Толстой открыто полемизировал с представлением о Наполеоне как о великом человеке. Наполеон в изображении Толстого — эгоист, позер, человек, занятый мелкими интересами и совершенно не думающий о людях, которых он обрекает на смерть. Толстой отказывает Наполеону даже в полководческом таланте.
Наполеон не может быть велик, потому что «нет величия там, где нет простоты, добра и правды». Увлечение Наполеоном, характерное для части дворянства начала XIX века Толстой показывает как заблуждение, проявление индивидуализма и очень скоро заставляет своих любимых героев разочароваться в прежнем кумире;
Б) в романе Достоевского «Преступление и наказание» образ Наполеона очень важен для раскрытия идейно-нравственной проблематики. Наполеон становится основным примером для Раскольникова, создающего свою теорию о «двух разрядах людей» и «праве на кровь». Как и для Толстого и Пушкина, Наполеон для Достоевского — воплощение крайнего индивидуализма и ложного величия.
III. Заключение
Русская литература подходила к образу Наполеона с позиций нравственности и гуманизма, поэтому для нее в большинстве случаев было свойственно отрицательное отношение к этой исторической личности.
План сочинения: Наполеоновская тема в творчестве русских писателей XIX века