Образ Петербурга в произведениях русских писателей XIX в.
I. Вступление
Петербург — столица русского государства — вызывал в писателях XIX века самые разные ассоциации, окрашивался в разные эмоциональные тона.
II. Главная часть
Образ Петербурга в произведениях Пушкина сложен и неоднозначен. В «Евгении Онегине» он предстает, с одной стороны, каксредоточие жизни высшего света с его суетой, а с другой — как город, наполненный для автора воспоминаниями молодости. В «Полтаве» и «Медном всаднике» Петербург — это олицетворение всей русской державы, ее силы и могущества; город, которым можно любоваться. Для Гоголя в его «Петербургских повестях» Петербург — это прежде всего фантастический город, в котором жизнь движется по каким-то своим, нелогичным законам и в котором все возможно, даже такая нелепица, как нос, сбежавший от хозяина. Петербург — это и город чиновничества и бюрократии, символ ее бесчеловечности и мертвенности. Образ Петербурга в романах Достоевского — это прежде всего среда, враждебная человеку. Не случайно литературовед Ю. Карякин назвал Петербург «соучастником и подстрекателем» преступления Раскольникова.
Достоевский показывает Петербург не с парадной стороны, а со стороны убогих лачуг, трактиров, «углов», узких переулков и дворов-колодцев, создавая атмосферу, угнетающую человека, давящую на психику. Петербург в романе Л. Толстого «Война и мир» — это официальная столица, средоточие всего фальшивого и неискреннего, он враждебен русскому духу. Петербург отчетливо противопоставлен Москве как воплощению всего русского: именно образ Москвы становится в центр повествования об Отечественной войне, образ же Петербурга здесь отодвигается далеко на задний план.
III. Заключение
Образ Петербурга в произведениях русских писателей неоднозначен. Эмоциональная окрашенность этого образа зависела в первую очередь от конкретных задач, которые преследовал тот или иной писатель.
Дайджест:
- План сочинения: Наполеоновская тема в творчестве русских писателей XIX векаНаполеоновская тема в творчестве русских писателей XIX века. Вступление Наполеон Бонапарт — одна из самых крупных и примечательных исторических фигур XIX века. О нем вели жаркие споры историки, политики, философы В произведениях русских писателей фигура Наполеона получила свое оригинальное освещение. II. Главная часть Русская литература первой половины XIX века обращалась к образу Наполеона «по горячим ... Читать далее...
- В каких произведениях русских писателей дан собирательный образ провинциального города?Драма А. Н. Островского «Гроза» не единственное произведение русской литературы, в котором дан собирательный образ провинциального города. Так, действие комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» происходит в неком городе N, в котором, как и в Калинове, царят сплетни, обман, а городничий и его помощники злоупотребляют властью. Однако если у А. Н. Островского тираны — это купцы, ... Читать далее...
- План сочинения на тему: Образы русских мастеров в произведениях Гоголя и ЛесковаОбразы русских мастеровых людей в произведениях Гоголя и Лескова I. Вступление Образы русских мастеров занимают существенное место в поэме Гоголя «Мертвые души» и в сказе Лескова «Левша», что обусловлено стремлением воссоздать русский национальный характер, в котором, с точки зрения писателей, талантливость, мастерство, искусность являются ведущими чертами. II. Главная часть 1.Крепостные крестьяне как мастера своего дела ... Читать далее...
- Образ желтого Петербурга по роману Преступление и наказаниеКак Достоевский описывает Петербург в романе «Преступление и наказание»? Какое настроение он передает этим описанием? Действие происходит на маленьких улицах Петербурга. Этот город описывается как отвратительное место с грязной обстановкой, маленькими квартирами. Петербург в романе «Преступление и наказание» описан не с привычной стороны роскоши и шика, а как город, передающий страх и отвращение. Петербург в ... Читать далее...
- В каких произведениях русских классиков город становится предметом художественного изображения?Во многих произведениях русских классиков город становится предметом художественного изображения. Существуют такие понятия, как грибоедовская и булгаковская Москва, пушкинский и гоголевский Петербург. Так в пьесе Н. В. Гоголя «Ревизор» назван условный город N, потому что автор хотел обобщенно показать пороки всех городов России и нещадно высмеять их за то, что там царят запустение, разруха, произвол ... Читать далее...
- План сочинения — Русский человек в произведениях ЛесковаРусский человек в произведениях Н. С. Лескова I. Вступление Проблема русского национального характера была весьма актуальна в середине XIX века. Ее ставили и пытались решить такие писатели, как Достоевский, Л. Толстой, Салтыков — Щедрин и др. У Лескова был свой подход к этой проблеме. II. Главная часть 1. Лесков видел наиболее яркое проявление русского национального ... Читать далее...
- ПАТРИОТИЗМА В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ РУССКИХ ПИСАТЕЛЕЙ XIX И XX ВЕКОВПатриотизм — это чувство любви и преданности своему народу и своей Родине. Если говорить о патриотизме в русской литературе, то его истоки восходят еще к временам Киевской Руси. Чувством великой любви и преданности Русской земле руководствуется, например, неизвестный автор при создании «Слова о полку Игореве». Он наполняет сердца читателей жгучим горем при описании поражения русского ... Читать далее...
- Описание «нижних чинов» в произведениях русских писателейПочти всегда особое внимание окружающих не привлекают забытые, всеми униженные люди. Их жизнь, их маленькие радости и большие беды казались всем ничтожными, недостойными внимания. Таких людей и такое к ним отношение производила эпоха. Жестокое время и царская несправедливость заставляли «маленьких людей» замыкаться в себе, уходить полностью в свою душу, настрадавшуюся, с наболевшими проблемами того периода, ... Читать далее...
- В каких произведениях русских писателей герой противопоставлен светскому миру и в чем его можно сопоставить с Чацким?В каких произведениях русских писателей герой противопоставлен светскому миру и в чем этого героя можно сопоставить с Чацким? Чацкого мы можем сопоставить с Пьером Безуховым из романа-эпопеи Л. Н. Толстого «Война и мир». Этот персонаж также противопоставлен светскому обществу. Он схож с Чацким некоторыми личностными качествами, своим поведением, темпераментом. Также мы видим сходство сюжетной ситуации: ... Читать далее...
- Тема патриотизма и родины в произведениях Русских писателей после ВойныТема патриотизма в произведениях Русских писателей после Войны. После войны развитие темы патриотизма в русской литературе протекало как бы по двум руслам. Не считая произведений, посвященных войне, серьезная литература начинает уходить от этой темы, и не в последнюю очередь потому, что появилось достаточное количество средних и нижесредних поэтов и писателей, которые были готовы, по выражению ... Читать далее...
- Вопросы добра и зла в произведениях русских писателейСегодня невозможно открыть газету и не найти в ней статью об очередном убийстве, изнасиловании или драке. С каждым годом преступность растет все больше и больше. Люди злы и относятся друг к другу враждебно. Но я считаю, что даже у самого злого человека в сердце есть хоть крупинка добрых чувств, и очень редко, но все же ... Читать далее...
- Роль контраста в произведениях русских писателей XIX века1. Противопоставление образов главных героев 2. Цветовая палитра произведения. 3. Музыкальная картина окружающего мира. 4. Контрастный портрет полковника. Наш жизненный путь усеян обломками того, чем мы начинали быть и чем мы могли бы сделаться. А. Бергсон Наша жизнь наполнена случайностями и непредсказуемыми событиями. Бывают моменты, что их не сразу можно различить в общем потоке жизни. ... Читать далее...
- План сочинения: Барин и мужик в произведениях Толстого и Салтыкова-ЩедринаБарин и мужик в произведениях Л. Н. Толстого и М. Е. Салтыкова-Щедрина. I. Вступление Взаимоотношения барина и мужика всегда интересовали русских писателей, но после реформы 1861 года эта тема приобрела особую актуальность. II. Главная часть 1. У Толстого и у Салтыкова-Щедрина показан конфликт между барином и мужиком, объективно складывающиеся противоречия между дворянином и крестьянином. Для ... Читать далее...
- Проблема омертвления человеческой души в произведениях русских писателей XIX столетияМногие русские писатели болезненно переживали тот факт, что современная им действительность порождала «новых» людей, которые были очень далеки от представляемого ими идеала. В разное время Н. В. Гоголь, М. Е. Салтыков-Щедрин, А. П. Чехов высказали открытое обвинение жизни. В своих гениальных произведениях они с непревзойденной остротой разоблачали пагубное, развращающее влияние собственности на человеческий характер, показали ... Читать далее...
- Суждения о родной природе в произведениях русских писателей«Любовь к родной природе — один из важнейших признаков любви к своей стране…» Это слова писателя К. Г. Паустовского, непревзойденного мастера описания русского пейзажа, писателя, сердце которого было переполнено нежностью и любовью к родной природе. Кто может не согласится с ним? Нельзя любить Родину, не живя одной душой с жизнью любимой березки. Нельзя любить Родину, ... Читать далее...
- Описание войны в произведениях русских писателейВ повести В. Василевской «Радуга» созданы прекрасные женские образы. Она показывает те черты человеческого характера, которые проявились именно в годину испытаний. Действие повести Б. Горбатова «Непокоренные» развертывается на оккупированной территории. Автор доказывает, что в годину народной трагедии никто не должен оставаться в стороне от бед народных. Именно так поступает Тарас Яценко, отказавшийся в годы войны ... Читать далее...
- Тема «маленького человека» в произведениях русских писателей XIX века1. «Станционный смотритель» А. С. Пушкина. 2. «Шинель» Н. В. Гоголя. 3. «Бедные люди» Ф. М. Достоевского. Судьба простого человека с его бедами и повседневными заботами на первый взгляд может показаться не слишком богатым материалом для литературного творчества. В самом деле, чем может увлечь воображение описание незатейливого быта и однообразного труда? Однако гениальные мастера слова ... Читать далее...
- На тему: Образ Петербурга в повести Гоголя «Невский проспект»Образ Петербурга Значительную часть своей жизни Н. В. Гоголь провел в Петербурге. Ему было всего девятнадцать, когда он приехал в большой город завоевывать сердца его обитателей. Как и любой провинциал, он ожидал от столицы настоящих чудес, но чуда не произошло. Он работал с утра до ночи, чтобы заработать себе на хлеб, был и художником, и ... Читать далее...
- Испытание любовью в произведениях русских писателей XIX векаЧто такое любовь? У каждого человека свое понимание этого чувства. Для кого-то любовь — это что то светлое, приносящее в жизнь радость, гармонию, что то такое, что нельзя выразить словами, нельзя написать. А для кого-то — это разочарование, приносящее человеку много горя, слез и несчастья. Многие разочаровываются в любви, потому что путают со страстью. Любовь ... Читать далее...
- План сочинения на тему: Москва и Петербург в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин»Дополнительные темы сочинений «Люблю тебя, Петра творенье…» А. С. Пушкин » Медный всадник « «Москва… как много в этом звуке Для сердца русского слилось» А. С. Пушкин » Евгений Онегин « План. I пространственный мир романа. II Царство строгих правил благопристойного лицемера. образ Петербурга — Маскарад. А) хранить молчание в важном споре Б) Волшебный край ... Читать далее...
- Как в этом эпизоде Л. Н. Толстой осуждает войну? В каких произведениях русских писателей мы встречаем подобное отношение к войнеЛ. Н. Толстой отрицал войну, считал ее событием «противным человеческому разуму и всей человеческой природе». Очень ярко отношение автора к войне мы можем видеть в эпизоде посещения Николаем Ростовым госпиталя. Как только Николай подъехал к лечебному заведению, его поразило, что среди лета, » когда в поле было так хорошо», местечко, где располагалась больница, предстало как ... Читать далее...
- В каких произведениях русских писателей изображены картины военного времени и в чем они перекликаются с шолоховским «Тихим Доном»?Роман М. А. Шолохова «Тихий Дон» не единственное произведение в русской классике, в котором изображены картины военного времени. Так, события Отечественной войны 1812 года легли в основу романа — эпопеи Л. Н. Толстого «Война и мир». В нем автор также показал аморальность, жестокость события,»противного человеческому разуму», погубившего тысячи человеческих жизней и сломавшего массу судеб, включая ... Читать далее...
- Образ Санкт-Петербурга по повести Белые ночиСанкт-Петербург живет как бы сам, он живое существо, суетливое днем и тоскующее ночью. Он таит в себе и ужас, и страх, и прекрасное, и чудо — город контрастов никогда не спит. Это не какой-то неприметный городок N, это каменно-железный холодный приют для всех. Но не тот приют, где бездомных кормят горячим супом, а исполин, закрывающий ... Читать далее...
- На тему: Образ Петербурга в повести Портрет, ГогольОбраз Петербурга Повесть Гоголя «Портрет» состоит из двух взаимосвязанных частей. В первой части мы узнаем о молодом художнике, который однажды приобретает в картинной лавке загадочный портрет. А во второй, автор рассказывает о причинах сверхъестественных способностей данного портрета. Мистика и реальность в произведениях Н. В. Гоголя зачастую сливаются в одно и трудно разглядеть грань между ними. ... Читать далее...
- В каких произведениях русских поэтов создан образ России и в чем их сходство и различие со стихотворением А. А. Блока «Россия»?Образ России создан в лирике многих русских поэтов. Так, С. А. Есенин в стихотворении «Гой ты, Русь, моя родная», рисует возвышенный образ прекрасной, дорогой сердцу Родины, где лирический герой, «захожий богомолец», чувствует себя словно в храме. Как и стих А. Блока, «Гой ты, Русь, моя родная» проникнуто чувством беспредельной любви к России. Однако если у ... Читать далее...
- План сочинения: Образ ночи в лирике ТютчеваОбраз ночи в лирике Ф. И. Тютчева Тема ночи — традиционная тема романтической поэзии. Она является одной из ключевых и в творчестве Тютчева, но, в отличие от поэтов-романтиков, Тютчев выводит ее за обычные, традиционно-ро — мантические рамки, усиливает ее философское звучание. В изображении мира ночи Тютчев использует трагические и даже зловещие оттенки. Его ночь не ... Читать далее...
- План сочинения: Образ Софьи и ее роль в комедии Грибоедова «Горе от ума»Образ Софьи и его роль в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» I. Вступление Образ Софьи — один из наиболее сложных в комедии Грибоедова, он не поддается однозначной оценке, на что указывал еще Пушкин. II. Главная часть 1. Характер Софьи. Софья — девушка достаточно взрослая, неглупая и самостоятельная. Важно, что в комедии она предстает ... Читать далее...
- План сочинения — Образ Веры Павловны и его роль в романе Чернышевского «Что делать?»Образ Веры Павловны и его роль в романе Н. Г. Чернышевского «Что делать?» I. Вступление Вера Павловна — главная героиня романа: именно ее биография последовательно прослеживается автором, именно с ее образом связаны важнейшие проблемы романа — свобода и равноправие женщин, новая мораль, устройство семейного быта, пути «приближения будущего». II. Главная часть 1. Сюжет романа отражает ... Читать далее...
- Образ Санкт Петербурга улицы описание по роману Преступление и наказаниеВ романе Достоевского Федора Михайловича «Преступление и наказание» очень большую роль играет описание Петербурга. Оно дает читателю полное представление о внешности города и о его многочисленных жителях. Однако Петербург у Достоевского представлен совсем не таким прекрасным и роскошным, как, например, у Пушкина в «Евгении Онегине». В романе Достоевского описывается душный, пыльный и мрачный город, повсюду ... Читать далее...
- На тему: Образ Петербурга в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»События в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» происходят в Петербурге. Это произведение иногда называют «петербургским романом». К образу Петербурга обращались поэты, начиная с XII века. Впервые поэтический образ города был создан В. Тредиаковским. Петербург прославляли Державин, Батюшков. Рубежом в разработке и воплощении темы Петербурга явилось творчество А. С. Пушкина. До Пушкина произведения о ... Читать далее...
План сочинения: Образ Петербурга в произведениях русских писателей XIX в