Планы, темы сочинений и ответы по литературе средневековья

Культуру, какого столетия заведены называть средневековой? Хронологическими границами средневековье заведено считать период от распада Римской империи в V столетии к падению Византии в XV столетии. Некоторые ученые делят этот этап на несколько периодов: раннее средневековье, среднее средневековье и Возрождение. Какие исторические предпосылки возникновения новой средневековой культуры? Средние века ознаменовались переходом от рабовладельческих государств к феодальным порядкам.

Этот переход сопровождался бесконечными войнами, походами,

укреплением позиций церкви. Что нового и прогрессивного внесла эпоха средневековья в духовную культуру человека и развитие цивилизации? Средние века были не только временами жестокости и аскетизма. Это был новый шаг в духовном развитии человека, который переставал быть игрушкой в руках судьбы. Христианство давало человеку возможность выбора между добром и злом, призвало к самоусовершенствованию и возлагало ответственность за прожитую жизнь на сам человек.

Вера у единого Бога объединяла европейские народы, оказывала содействие развитию единой культуры. Появляются первые рукописные книги духовного и

светского содержания, развиваются новые литературные жанры.

Какую роль в средневековой культуре сыграло творчество народа? Какие новые ценности утверждал героический эпос? К нашему времени не потеряли интереса для читателей такие популярные произведения, как французский эпос «Песня о Роланде», испанская «Песня о Сиде», немецкий эпос «Песня о нибелунгах». Они рассказывали о доблестных воинах, которые одерживали победу в битве с врагами даже ценой собственной жизни.

Герои эпоса утверждали рыцарские идеалы.

Чем интересные рыцарские романы? Впервые в рыцарских романах прозвучала мысль о том, что любовь — это велика сила. Это свободное и прекрасное чувство, ради которой

Следует отдать жизнь. Примером рыцарского романа есть красивая и печальная история любви Тристана и Изольды.

Что вам известно об «романах круглого стола»? Какую роль сыграла поэзия в жизни средневекового человека? В средневековой Европе существовала не только народная поэзия, духовные песни. Широкого распространения приобрела рыцарская лирика. Авторы ее — трубадуры — были одновременно творцами слов и музыки.

От народной поэзии их стихи отличались рифмой. А главная тема их песен — воспевание дамы сердца и подвигов у имени любимой женщины.

Чем отмечалась лирика вагантов? Это шутливая и жизнерадостная поэзия студентов университетов. Их стихи отмечались вольнодумством и жизнелюбием. Они воспевала радость жизни, любовь, природу, высмеивали церковные и античные авторитеты.

Какую роль сыграл средневековый город в развитии культуры? В Европе город становится центром не только религиозной жизни, а и центром образования, центром промышленности и власти. В городах составлялась самобытная народная культура, с выступлениями на площадях циркачей и комедиантов, с пышными театральными постановками во время праздников и любимым карнавалом.

Примерные планы сочинений. «Песня о Роланде» — французский героический эпос. «Песня о Роланде» — известный французский народный эпос. Историческая основа эпоса. В основе эпоса — рассказ о знаменитой битве при Ронсенвалом между франками и маврами. 778 года Карл Большой со своим войском пошел на Испанию, которая находилась во власти мусульман. Кровопролитная война с «неверными» велась семь лет.

Особенно отметился в ней граф Бретани Хроутсанд, известный в легендах как Роланд. О бесшабашной храбрости этого героя и рассказывает песня средневекового певца Турольда.

Основные события, изображенные в «Песне о Роланде». После семи лет войны Карл Большой дошел к Сарагосе. Правитель Сарагосы Марсилий присылает к Карлу послов с предложением мира. Но Карл не верит Марсилию и собирает совещание. Роланд, племянник Карла, напоминает о коварности Марсилия и предлагает отправить послом к правителю Сарагосы своего отчима Ганелона, которого он подозревает в заговоре с Марсилиемм.

Ганелон затаил злость на Роланда. Предатель Ганелон Прибыв к Марсилию, Ганелон убеждает сарацин в потому, что виновник их несчастий — Роланд, который подстрекает Карла продолжать войну. «Убить его — и прекратятся войны», — уговаривает он врагов франков.

Воплощение коварного плана Ганелона. Ганелон уговорил Марсилия согласиться на все условия Карла и вручить ему ключ от Сарагосы. Успокоенный король франков отведет свои войска, оставив небольшой отряд во главе с Роландом. И тогда Марсилий выдвинет против него свое войско. Не ощутив бедствия, Карл оставляет Сарагосу.

В арьергарде остаются лишь двадцать тысяч во главе с Роландом. С ним его верные друзья — Оливье и Турпен. Против них из Сарагосы выступает стотысячная рать сарацин. Роланду тяжело поверить в то, что предал их его отчим Ганелон. Храбрость и мужество франков.

Четыре раза отбивали франки нажим мавров, но пятый для них был последним. «Лишь шестьдесят от смерти спас Господь». Роланд к последней пошлине не обращался за помощью, не трубил в рог, призывая Карла. Роланд гордый, отважный.

Он не хочет выглядеть трусом.

Трагический конец боя. «Быть смелым мало — быть умным надо», — упрекал Оливье. Когда Роланд, в конце концов, протрубил в рог, было уже поздно. Карл, возвратив, увидел, что войско разбито, его верные вассалы погибли. «Гордость Франции погибла — это видит Бог».

Месть Карла за гибель Роланда и доблестных рыцарей Франции. Карл победил сарацин и казнил предателя Ганелона. «Отплату осуществил король наш знаменитый Вот песни и конец»

Тема и план — Томас Мур. «Сын менестреля» Рыцарская литература XII столетие — единение военной доблести. В XII столетии, когда окончательно устанавливается феодальная иерархия, рыцарство укрепляет не только свое социальное положение, а и поднимается культурно. Во время крестовых походов рыцари познакомились с более сложной и культурой Востока, с целым светом новых понятий.

Постепенно изменяются представление о рыцарском идеале. Теперь он должен быть не только смелым, верным и щедрым, а и вежливым, утонченным, уметь тонко ощущать, сочинять стихи, ухаживать к госпожа. Тонким вкусом и светской ученостью рыцарство утверждает свое преимущество над богатыми горожанами.)

Жанровая и тематическая своеобразность рыцарской поэзии. В Провансе при дворах феодальных сеньоров впервые появляется новая, куртуазная поэзия светской рыцарской культуры с особой тематикой, жанрами и стилями. Новая рыцарская культура требовала от феодальной знати изысканного, вежливого поведения, воспитанности и умение служить «прекрасным дамам».

Культ дамы занимает центральное место в творчестве провансальских поэтов-труб-дурей, хотя как и раньше остаются актуальными и темы военной доблести, подвигов, политическая и личная тематика. Самое слово «трубадур» происходит от французского глагола — отыскивать, находить, сочинять стихи. Основные жанры поэзии трубадуров — канцона, сирвента, плач, альба, баллада и др.

Рукописи сохранили имена сорока наизнаменитейших трубадуров. Это Маркабрюн, Бернард де Вентадорн, Джауфре Рюдель, Бертран де Борн.

Лирика Джауфре Рюделя. (Джауфре Рюдель — князь рыцарь, трубадур. По пересказам, Рюдель был влюблен в графиню лишь за ее описанием и составил в ее честь много песен. «Любовь на расстоянии» — одна из тем трубадуров. Самое такое чувство воспевает Рюдель в канцоне «Мне во время майских дней…» Я счастье в души встретил В моим любви поодаль.

Нет в мире лучших дней Ни вблизи, ни поодаль!




Планы, темы сочинений и ответы по литературе средневековья