По картине П. А. Федотова «Сватовство майора»

Павел Андреевич Федотов родился в Москве в семье бедного чиновника. В 11-летнем возрасте был определен в воспитанники Первого Мос­ковского кадетского корпуса. Получив офицерское звание, переселился в Петербург. Увлекся рисовани­ем, стал посещать вечерние уроки рисования в Ака­демии художеств. В свободное время также много рисовал, В основном портреты сослуживцев и зна­комых.

Особенно удавались Федотову изображения великого князя Михаила Павловича Романова, брата императора Николая I. Художественный дар молодого офицера был замечен

великим князем, а благодаря ему — и самим императором, который распорядил­ся «предоставить рисующему офицеру добровольное право оставить службу и посвятить себя живописи с содержанием по 100 руб. ассигнациями в месяц».

Федотов не сразу решился воспользоваться этой возможностью. Но, по-видимому, желание посвятить себя живописи было достаточно сильным, и в 1844 г. он вышел в отставку в чине капитана с правом носить военный мундир. Денег, которые художник получал из казны, не хватало, он оказался в еще более труд­ном материальном положении, чем раньше.

Помимо расходов на жизнь и приобретение необходимых ма­териалов

приходилось еще помогать отцу. Тем не менее Федотов был тверд в стремлении сделаться настоящим художником.

Картина «Сватовство майора» принесла автору известность и звание академика, а также некото­рое улучшение материального положения. Эта работа снискала похвалы признанных мэтров искусства, та­ких, как К. П. Брюллов.

Интересно, что сам художник написал к своей кар­тине стихотворное объяснение, которое в немалой сте­пени способствовало росту популярности «Сватовства майора». Федотов нередко писал стихи, связанные со своими картинами, а также на другие темы. Его поэтическое творчество сильно уступает живописно­му, да и сам художник не относился к своим стихам серьезно.

Самым удачным стихотворным произведени­ем художника его друзья считали именно объяснение к «Сватовству майора».

Многие специалисты сходятся во мнении, что ху­дожественное творчество Федотова стоит у истоков критического реализма в живописи. Сюжеты для сво­их работ он находил в повседневной жизни. Тонко подмечал гротескные, карикатурные детали, чрезвы­чайно точно воспроизводил мельчайшие подробности обстановки.

Замысел картины «Сватовство майора» появился у художника в конце 18040-х гг. Сюжет ее таков. Офи­цер в звании майора, не имеющий капитала и поместья, решает улучшить свое материальное положение, же­нившись на дочери богатого купца.

Предварительные переговоры он поручает свахе, как было принято в те времена. Убедившись в том, что родители девушки благосклонно смотрят на его кандидатуру, он является в их дом лично, чтобы сделать официальное предложе­ние.

На выставке в Петербурге в 1848 г. картина имела большой успех. Иногда автор лично давал стихотвор­ные пояснения к своему произведению:

Начинается, начинается рассказ О том, как люди на свете живут,

Как иные на чужой счет жуют.

Сами работать ленятся,

Так на богатых женятся.

Действие происходит в типичной для того времени комнате купеческого дома. С покрытого росписью потолка свисает массивная люстра. На стенах — кар­тины, блестит навощенный паркетный пол.

Как вспо­минал один из близких друзей художника, Федотов долго искал подходящий интерьер.

В комнате спешно идут последние приготовления к встрече жениха. В левой части картины — стол, на котором уже расставлено угощение, служанка как раз ставит блюдо с большим пирогом. За спиной служанки перешептываются работник и приживалка.

Центральную часть картины занимают фигуры двух нарядно одетых женщин — невесты и ее матери.

На девушке белое платье из тонкой легкой ткани, украшенное вышивкой. Волосы спереди гладко заче­саны, на затылке свернуты узлом и убраны в сетку. Тщательно выписаны украшения: жемчужное ожере­лье, браслеты, серьги.

На полу у ног невесты лежит уроненный кружевной платочек — в порыве смуще­ния, впрочем, скорее желания продемонстрировать робость, она убегает из комнаты.

Мужчина, чужой!

Ой, стыд-то какой!

Однако мать удерживает дочь за подол пышного платья. Мать невесты — это типичная купчиха, дород­ная и деловитая. На ней платье из золотистого шелка, сверху наброшена светлая шаль.

Лишь на голове — не чепчик, а старомодный платочек, завязанный на затылке.

Художник мастерски передал блеск шелка, в кото­рый одета купчиха, и прозрачность ткани, из которой сшит наряд ее дочери.

В правой части картины изображен хозяин дома, отец невесты — седобородый купец, который тороп­ливо застегивает темно-серый сюртук.

Как хозяин-купец,

Невестин отец,

Не сладит с сюртуком;

Он знаком больше с армяком.

Как он бьется, пыхтит,

Застегнуться спешит:

«Нараспашку принять — неучтиво!»

К купцу с радостной вестью обращается только что вошедшая сваха. Ее лица почти не видно — оно обращено к хозяину дома. На свахе нарядный шушун из узорной алой парчи.

Дверь, в которую вошла сваха, распахнута, и в проеме видна фигура жениха, одетого в парадный военный мундир, при шпаге.

Майор толстый, бравый,

Карман дырявый.

Крутит свой ус:

«Я, дескать, до денежек Доберусь…»

Все лица, обстановку, даже ее мельчайшие детали художник искал в реальной жизни. В роли майора позировал один из знакомых художнику офицеров. С трудом удалось найти подходящий типаж купца, а потом уговорить его позировать — тот долго от­некивался, говоря, «нельзя, батюшка, грех».

Даже кулебяку, пирог, который ставит на стол кухарка, Фе­дотов писал с натуры, покупая на последние деньги.

Долгое время считалось, что художник высмеива­ет персонажей «Сватовства майора», а вместе с ними и подобных им представителей купечества и дворян­ства. Но не все так однозначно. Если присмотреться повнимательнее к персонажам картины, легко заме­тить, что все они по-своему симпатичны, чувствуется доброе, хоть и немного ироничное отношение к ним художника. А как тонко передал Федотов ощущение домашнего уюта!

Не случайно на переднем плане картины изображена кошка — обыкновенная кош­ка, серая с белым, которая умывается, равнодушная к суете вокруг.

Герои картины Федотова — это живые люди, со своими достоинствами и слабостями. Может, не луч­ший выбор делает купец, собираясь выдать дочь за майора, который по возрасту годится ей в отцы и за­рится на богатство. Но купец-то искренне полагает, что печется о счастье дочери — став женой дворянина, она повысит свой социальный статус, войдет в круг «благородных», куда купцам, несмотря на богатство, иного пути нет.

Так что «Сватовство майора» — не про­сто усмешка, забавный анекдот, а подлинная жизнь, где нет только черного и белого, где все полутона и игра света.

Интересно, что этот сюжет глубоко затронул вооб­ражение художника: Федотов даже сделал зарисовку-продолжение, где изобразил визит молодоженов к родителям, которые обнимают зятя и дочь.




По картине П. А. Федотова «Сватовство майора»