По картине С. Ю. Жуковского «Брошенная терраса»

Станислав Юлианович Жуковский ро­дился в семье польского дворянина, лишенного своих владений в результате мероприятий, направленных против участников Польского восстания 1863 г. И со­чувствующих им представителей белорусско-польской шляхты. Исследователи пришли к выводу, что отец будущего художника, скорее всего, не принимал непо­средственного участия в восстании. Однако он не сумел выплатить контрибуционные сборы, введен­ные правительством Российской империи в мятежной Польше, поэтому лишился наследственных прав на родовое поместье

и стал всего лишь арендатором.

Хотя эти события — крах Польского восстания, утрата родовых владений, высылка братьев отца — произошли до рождения будущего художника, свя­занные с ними переживания оставили в его душе глубокий след.

Детство будущего художника прошло в бывшем ро­довом имении отца в Гродненской губернии. В 1892 г. молодой человек против воли отца поехал в Москву, решив стать художником. Поступил в Училище живо­писи, ваяния и зодчества, где учился у знаменитого И. И. Левитана.

Влияние этого незаурядного масте­ра пейзажа особенно сильно ощущается в ранних работах Жуковского.

Вскоре молодой

художник стал участвовать в вы­ставках передвижников. Жуковский много путеше­ствовал по России и Украине, где находил сюжеты для многих своих картин.

В начале XX в. Жуковский уже приобрел значи­тельную известность, его работы пользовались спро­сом среди коллекционеров. Жуковский работал и как преподаватель, организовал в Москве двухгодичную художественную школу. Интересно, что в этой школе учился рисованию поэт В. В. Маяковский.

После революции 1917 г. работал в Комиссии по охране памятников искусства и старины. При этом продолжал писать картины.

В 1923 г. Жуковский выехал в Польшу. Когда в конце 20-х — начале 30-х гг. XX в. в Европе раз­разился экономический кризис, друзья настойчиво уговаривали художника вернуться в Советский Союз.

Но Жуковский остался в Польше. Это решение ока­залось роковым: во время Второй мировой войны он был арестован нацистами и умер в концентрационном лагере близ Варшавы.

Живой памятью об этом художнике остаются его картины, которые хранятся во многих музеях России, Беларуси и Польши, а также в частных собраниях.

С. Ю. Жуковский является одним из наиболее выда­ющихся пейзажистов-импрессионистов конца XIX — первой трети XX вв. Основной своей задачей худож­ники-импрессионисты видели в том, чтобы передавать на полотне ощущения и чувства, вызываемые окружа­ющей действительностью.

Жуковский обычно писал свои пейзажи с натуры. Его работы характеризуются яркостью, насыщенно­стью цветовой гаммы. Существенную роль в своих картинах художник отводил свету.

Излюбленные мотивы картин Жуковского — это старинные парки и интерьеры усадеб. В интерьерах часто делался акцент на распахнутые окна, из которых открываются виды на пейзажи парков.

Сюжет картины «Брошенная терраса» достаточно типичен для Жуковского: интерьер, правда, «внеш­ний» по отношению к дому, на фоне великолепного осеннего пейзажа. Взгляд брошен именно со стороны дома, поэтому самого его на картине не видно.

Художник запечатлен уголок террасы — припод­нятой над землей открытой площадки, пристроен­ной к дому. Терраса обнесена белым ограждением, в левой части картины видно, что ограждение ухо­дит вниз вдоль лестницы. Чувствуется, что терраса устроена достаточно высоко над поверхностью земли. У ограждения стоят такие же белые, как и оно, са­довые скамейки со спинками подлокотниками, одна побольше, другая поменьше, кажущаяся рядом с ней почти игрушечной. Между скамейками стоит неболь­шой складной белый стульчик.

В центре картины — большой белый стол, возле него еще два стула друг напротив друга. На столе в большой банке с водой — пышный букет из желтых цветов, словно в тон осен­ней листве на деревьях. Несколько цветущих веток лежит на столе — чувствуется, что кто-то только что составлял букет, но что-то вынудило спешно оставить это занятие.

Стол усеян желтыми лепестками, светлый доща­тый пол веранды — опавшими осенними листьями. Ворох желтых листьев лежит на стуле, изображенном в левой части картины. Может быть, их бросил туда ветер, может, кто-то собирал целенаправленно.

Фоном картины служит зелено-желтый пейзаж — осеннее золото на березах чередуется с вечнозеле­ными елями. Вершин многих деревьев не видно, они «срезаны» рамой, что усиливает впечатление от их вы­соты. Небо голубыми осколками проглядывает среди ветвей.

В картине много света — чувствуется, что день ясный и солнечный, возможно, один из последних теплых осенних дней так называемого «бабьего лета», следом за которыми приходят холода и затяжные дожди…

Блики света скользят по белой садовой мебели, по светлому полу в золотых пятнышках-листьях… . Как истинный импрессионист, художник мастерски запечатлел не только красоту осеннего дня, осеннего пейзажа, но и настроение, которое они вызывают — умиротворение и тихую грусть…




По картине С. Ю. Жуковского «Брошенная терраса»