По картине В. А. Серова «Девочка с персиками»
Картина «Девочка с персиками» написана Валентином Серовым в 1887 году, когда художнику было всего 22 года. Это одна из первых его работ такого масштаба, сразу завоевавшая симпатию и признание публики, а также всего художественного сообщества. Писалась картина в усадьбе известного предпринимателя и мецената Саввы Мамонтова, располагавшейся в селе Абрамцево. Художник часто и подолгу гостил у Мамонтовых в этом селе, был знаком и дружил со всеми членами большой семьи. В тот приезд он увидел что-то в лице Верочки Мамонтовой, дочери Саввы Ивановича,
В. Серову очень хотелось, по его словам, рисовать «отрадное» на своих картинах. И ему это удалось. Первоначально называлась картина «Портрет В. М.», но затем с легкой руки художника И. Грабаря, получила известность под названием «Девочка с персиками».
Веруша Мамонтова была очень непоседливым, живым ребенком, любила подвижные игры. Однажды Серов подсмотрел момент, когда во время игры в казаки-разбойники, Верочка залетела в столовую, взяла в руки персик и присела к столу. Именно так захотелось изобразить девочку на своем полотне художнику.
Когда Вера согласилась, ей пришлось целый месяц терпеливо позировать другу семьи.
«Девочка с персиками» не просто портрет девочки — это соединение портрета, пейзажа, интерьера и натюрморта. Гармоничное сочетание всех компонентов и придает цельность и привлекательность полотну. В центре, в нетерпеливой позе сидит 12-летняя девочка в розовой кофточке, украшенной синим в белый горошек бантом. В руках она держит персик. Она забежала в столовую, чтобы съесть его и немного отдышаться.
Темно-каштановые, необыкновенно густые волосы ее растрепаны, она много бегала во время игры. Выделяются на лице брови. Черные и густые в виде полумесяца, они почти сходятся на переносице. Яркие губы сжаты, как будто девочка только что закончила говорить.
Она словно ждет сигнала, по которому ей можно будет вскочить, убежать и продолжить игру. Кожа у девочки нежная, бархатистая, про такую говорят — персиковая. На щеках играет хороший, здоровый румянец.
Но самое главное в этом портрете — темные с синеватыми белками глаза. Они настолько выразительны, что хочется вглядываться в них долго и находить все новые и новые оттенки и смысл. Ждущий и зовущий в какие-то неведомые дали взгляд темных, похожих на маслины, глаз выдает в подростке незаурядную натуру, неукротимую энергию, ум, детскую чистоту и невинность.
Осанка девочки показывает, что ей присуще чувство собственного достоинства, благородство. Она нисколько не смущается тем, что в данный момент она является натурщицей, и с нее пишут портрет, на который потом будут смотреть сотни людей. Она просто делает одолжение своему другу, позируя ему.
Чувствуется, что девочка безоблачно счастлива в этом доме, окружена любовью и заботой родных и близких людей, живет в гармонии с людьми и окружающей природой.
Девочка сидит за столом, накрытым белоснежной скатертью. Ее цвет подчеркивает загар на детских руках, полученный за лето, проведенное в усадьбе. Рядом с ней лежит серебряный нож, персики и желтые увядающие кленовые листья. Персики свежие, так как выращены садовником в местной оранжерее Мамонтовых.
Возможно, Вера сама и нарвала их, забежав в оранжерею, поэтому они лежат не в вазе, а просто разбросаны по столу.
Тщательно выписана мебель в столовой: добротные стулья красного дерева и столик и даже фигурка солдатика за спиной у девочки. В простенке висит керамическая тарелка, изготовленная кем-то из гостивших в доме художников. Видна небольшая часть дверного проема с открытой дверью, что как бы увеличивает окружающее девочку пространство. А пространство — комната и часть сада за окном — пронизано светом солнечного осеннего дня и насыщено воздухом.
Особенно удалось художнику передать наполненность места воздухом и светом. Благодаря солнечному свету, льющемуся из окна, все белое имеет разнообразные оттенки — скатерть, стены и белая рама окна. Розовый, голубой, желтый тона присутствуют на белом.
Даже темно синий бант оставляет на розовой кофточке сиреневые и голубоватые тени. Блики света играют на всех предметах интерьера, даже на металлическом подсвечнике, стоящем на подоконнике. В него вставлена свеча, которую зажигали по вечерам, так как электричества в конце девятнадцатого века в селе, наверное, еще не было.
За окном видны деревья в саду. По окраске листьев можно определить время года — это конец лета или начало осени.
Все, изображенное на этой картине кажется теплым и живым. Теплые тона, которыми написана девочка, на фоне холодного белого подчеркивают ее естественную жизненность. Даже бант на блузке похож на присевшую бабочку, готовую вспорхнуть и улететь. Прелестная свежесть девичьего лица, простота сюжета делают картину приятной и понятной большинству зрителей.
Но, вместе с тем, так передать загадку женского взгляда, несущего в себе уйму смысловых оттенков, мог только великий художник. Это придает картине очарования и привлекательности.
Портрет после выставки в Москве, долго висел в этой столовой на стене, затем был передан в Третьяковскую галерею, где и экспонируется до настоящего времени. А в Абрамцево, где сейчас музей, висит копия картины.
По картине В. А. Серова «Девочка с персиками»