По картине В. А. Серова «Мика Морозов»

Валентин Александрович Серов — выдающийся русский художник. Он создал множество удивитель­ных произведений, которые относятся к разным жан­рам. Однако главным в его творчестве были именно портреты. Валентина Александровича называют «ма­стером детского портрета».

Художнику удавалось до­биться поразительной естественности в облике изоб­раженных на портретах детей.

Очень интересной является картина «Мика Моро­зов», на которой изображен маленький сын известно­го мецената М. Морозова. Мальчика звали Михаил, но дома его

называли «Мика». Портрет был создан в 1901 году.

Ребенку на портрете всего четыре года. Это очень симпатичный и трогательный малыш. У него круглое личико, нежная светлая кожа.

На щеках ребенка нежный румянец. Волосы кудрявые, растрепанные. Кажется, что малыш недавно проснулся.

Он выглядит таким забавным и непосредственным. Глаза у Мики большие, темные, выразительные. Он с интересом смотрит вокруг.

Наверное, мальчик не слишком до­волен, что ему приходится долгое время сидеть на одном месте.

Губы мальчика полуоткрыты. Может быть, малыш хочет что-то сказать. Ребенок сидит в детском кресле, но с большей

охотой убежал бы играть.

Руками малыш держится за подлокотники кресла. Сам он сидит на краю кресла. Видно, что ребенку стало скучно.

И он ждет, что ему вот-вот разрешат встать и отправиться играть.

Мальчик одет в белую рубашку. Белый цвет как бы олицетворяет чистоту и нежность маленького ребенка.

Мальчику присущи такие качества, как живость, общительность, интерес к окружающему миру. Мож­но легко догадаться, что Мика окружен заботой и вни­манием родных. Его очень любят, о нем заботятся.

Поэтому так открыт и весел его взгляд. Мика не видит враждебности в окружающем мире. Он от­крыт для новых впечатлений, его привлекает все но­вое, интересное. В облике Мики ощущается живость и эмоциональность натуры.

Портрет Мики Морозова был выполнен художником в импрессионистической манере.

В облике мальчика ясно ощущается стремление к движению. Художнику самым блестящим образом удалось это передать.

Мать Михаила Морозова, Маргарита Кирилловна, впоследствии писала об этом произведении: «Этот портрет передает не только Мику того времени; в нем Серов схватил основную черту его натуры, его необык­новенную живость, и оттого все находили этот порт­рет очень похожим и на взрослого Михаила».

Мальчик, изображенный на картине, вызывает у зрителей умиление. Сразу представляется, какой это был милый, непослушный, но очень веселый малыш.

Детские портреты сами по себе удивительны. Можно по внешнему облику попытаться представить себе характер ребенка. Мельчайшие детали, подмеченные художником, этому способствуют.

Не случайно порт­рет Мики Морозова считается одним из шедевров, созданных великим художником.

Когда Мика Морозов вырос, он стал известным ученым, литературоведом, театроведом и театральным критиком, известным во всем мире специалистом по шекспировской эпохе. С. И. Бэлза дал очень точную характеристику полотну, на котором изображен Мика Морозов: «… посетители Третьяковской галереи по­долгу задерживаются у изображения сидящего в крес­ле очаровательного ребенка лет пяти. Кисть мастера запечатлела поразительно одухотворенное выражение лица ребенка, в громадных темных глазах которого одновременно и детское удивление, восторженность, и недетская серьезность, целеустремленность.

Это поистине «глаза души», души щедрой и пылкой, и та­кими их на всю жизнь сохранил профессор Михаил Михайлович Морозов, ибо именно он был тем мальчиком, которого увековечил Серов».




По картине В. А. Серова «Мика Морозов»