По картине В. Л. Боровиковского «Портрет Екатерины Николаевны Арсеньевой»

Владимир Лукич Боровиковский — русский ху­дожник конца XVIII — начала XIX вв., непревзойден­ный мастер портретной живописи. Среди знаменитых полотен встречаются парадные портреты: «Портрет князя А. Б. Куракина, вице-канцлера», «Портрет Павла I в белом далматике», в которых художник об­ращает внимание на гражданственность, достоинство и благородство изображаемых им людей. Еще боль­шей известностью и любовью пользуются его полотна, в которых перед нами предстают женские образы, воплощающие идеалы красоты своей современности: «Портрет

Е. А. Нарышкиной», «Портрет М. И. Ло­пухиной», «Портрет сестер А. Г. и В. Г. Гагариных».

Особенным обаянием, привлекательностью и нрав­ственной чистотой обладает полотно В. Л. Боровиков­ского «Портрет Екатерины Николаевны Арсеньевой», написанный художником в 1795 году.

Героиней этого произведения живописи стала Ека­терина Николаевна Арсеньева — фрейлина импера­трицы Марии Федоровны, старшая дочка участника штурма Измаила генерал-майора Н. Д. Арсеньева. На портрете перед нами предстает молодая кокет­ливая и обаятельная девушка с мягкими чертами белоснежного лица, которые свойственны

русским женщинам.

Глядя на картину, понимаешь, что перед нами — жизнерадостная добродушная девушка с веселым ха­рактером. С портрета на нас смотрят озорные, кокет­ливые глаза. Курносый нос девушки слегка вздернут. На щеках легкий румянец.

Алые губы задорно и ве­село улыбаются. Тонкие брови чуть-чуть приподняты. Белоснежный открытый лоб украшают кудри светлых волос, которые живописно спадают и на плечи.

На голове молодой фрейлины — небольшая соломенная шляпка, изящной формы, с украшениями из плетения соломы косичкой, букетика колосьев и элегантного банта, виднеющегося сбоку.

Фигура Е. Н. Арсеньевой чуть повернута. Это подчеркивается отлетающей назад шалью. Екатерина Николаевна одета в белоснежное платье, сшитое из легкой воздушной ткани, украшенное золотистыми лентами и жемчужными бусинками. Платье придает образу девушки легкость и воздушность. На бело­снежных руках Екатерины Николаевны — браслет из трех рядов жемчуга.

Украшения выполнены Борови­ковским свободно, с применением чисто живописных средств. Художник не прибегает к излишней детализа­ции. В другой руке Арсеньева держит желто-зеленое яблоко, которое считается символом Афродиты. Левая рука Екатерины Николаевны закрыта шалью изумруд­ного цвета, которая гармонирует с зеленью листвы, расположенной на заднем плане картины. В. Л. Боро­виковский считал пейзаж очень значимым, поэтому большинство его портретов выполнены на фоне приро­ды.

Не стало исключением и данное полотно. Справа от девушки находится светло-коричневый ствол дерева с пушистой зеленой кроной, слева виднеется часть зе­леной растительности. Чуть выше за девушкой — серо­-голубой небосвод, закрытый облаками и светлеющий где-то вдали.

В. Л. Боровиковский выполнил свою картину «Портрет Екатерины Николаевны Арсеньевой» в теп­лых золотистых, розовых и светло-голубых тонах. Все краски переливаются и искрятся. Весь портрет как бы окутан легкой дымкой. При этом создает­ся ощущение пространства и воздуха, объемности изображения.

Художник талантливо уловил настро­ение своей героини, сумел передать ее характер, полноту чувств и эмоций. Образ молодой фрейлины получился очень правдоподобным, полным движения и жизни. «Портрет Екатерины Николаевны Арсенье­вой» В. Л. Боровиковского критики считают одним из самых высокохудожественных его произведений, которое отличается поэтичностью.

Изучая полотно с изображением молодой девушки, мы знакомимся с людьми эпохи конца XVIII — начала XIX вв. Но главное заключается в том, что карти­на излучает красоту, доброту и жизнерадостность, улучшает настроение. Озорство и неподдельная веселость, которые чувствуются в характере девушки, заставляют невольно улыбнуться, а искренние чув­ства находятся вне времени и пространства.




По картине В. Л. Боровиковского «Портрет Екатерины Николаевны Арсеньевой»