По картине В. Л. Боровиковского «Портрет Екатерины Николаевны Арсеньевой»
Владимир Лукич Боровиковский — русский художник конца XVIII — начала XIX вв., непревзойденный мастер портретной живописи. Среди знаменитых полотен встречаются парадные портреты: «Портрет князя А. Б. Куракина, вице-канцлера», «Портрет Павла I в белом далматике», в которых художник обращает внимание на гражданственность, достоинство и благородство изображаемых им людей. Еще большей известностью и любовью пользуются его полотна, в которых перед нами предстают женские образы, воплощающие идеалы красоты своей современности: «Портрет
Особенным обаянием, привлекательностью и нравственной чистотой обладает полотно В. Л. Боровиковского «Портрет Екатерины Николаевны Арсеньевой», написанный художником в 1795 году.
Героиней этого произведения живописи стала Екатерина Николаевна Арсеньева — фрейлина императрицы Марии Федоровны, старшая дочка участника штурма Измаила генерал-майора Н. Д. Арсеньева. На портрете перед нами предстает молодая кокетливая и обаятельная девушка с мягкими чертами белоснежного лица, которые свойственны
Глядя на картину, понимаешь, что перед нами — жизнерадостная добродушная девушка с веселым характером. С портрета на нас смотрят озорные, кокетливые глаза. Курносый нос девушки слегка вздернут. На щеках легкий румянец.
Алые губы задорно и весело улыбаются. Тонкие брови чуть-чуть приподняты. Белоснежный открытый лоб украшают кудри светлых волос, которые живописно спадают и на плечи.
На голове молодой фрейлины — небольшая соломенная шляпка, изящной формы, с украшениями из плетения соломы косичкой, букетика колосьев и элегантного банта, виднеющегося сбоку.
Фигура Е. Н. Арсеньевой чуть повернута. Это подчеркивается отлетающей назад шалью. Екатерина Николаевна одета в белоснежное платье, сшитое из легкой воздушной ткани, украшенное золотистыми лентами и жемчужными бусинками. Платье придает образу девушки легкость и воздушность. На белоснежных руках Екатерины Николаевны — браслет из трех рядов жемчуга.
Украшения выполнены Боровиковским свободно, с применением чисто живописных средств. Художник не прибегает к излишней детализации. В другой руке Арсеньева держит желто-зеленое яблоко, которое считается символом Афродиты. Левая рука Екатерины Николаевны закрыта шалью изумрудного цвета, которая гармонирует с зеленью листвы, расположенной на заднем плане картины. В. Л. Боровиковский считал пейзаж очень значимым, поэтому большинство его портретов выполнены на фоне природы.
Не стало исключением и данное полотно. Справа от девушки находится светло-коричневый ствол дерева с пушистой зеленой кроной, слева виднеется часть зеленой растительности. Чуть выше за девушкой — серо-голубой небосвод, закрытый облаками и светлеющий где-то вдали.
В. Л. Боровиковский выполнил свою картину «Портрет Екатерины Николаевны Арсеньевой» в теплых золотистых, розовых и светло-голубых тонах. Все краски переливаются и искрятся. Весь портрет как бы окутан легкой дымкой. При этом создается ощущение пространства и воздуха, объемности изображения.
Художник талантливо уловил настроение своей героини, сумел передать ее характер, полноту чувств и эмоций. Образ молодой фрейлины получился очень правдоподобным, полным движения и жизни. «Портрет Екатерины Николаевны Арсеньевой» В. Л. Боровиковского критики считают одним из самых высокохудожественных его произведений, которое отличается поэтичностью.
Изучая полотно с изображением молодой девушки, мы знакомимся с людьми эпохи конца XVIII — начала XIX вв. Но главное заключается в том, что картина излучает красоту, доброту и жизнерадостность, улучшает настроение. Озорство и неподдельная веселость, которые чувствуются в характере девушки, заставляют невольно улыбнуться, а искренние чувства находятся вне времени и пространства.
По картине В. Л. Боровиковского «Портрет Екатерины Николаевны Арсеньевой»