По портрету академика физиолога И. П. Павлова работы М. В. Нестерова
Михаил Васильевич Нестеров родился в Уфе в купеческой семье. В 1874 г. по желанию отца мальчик приехал в Москву, чтобы поступить в техническое училище, однако не сдал экзамены, поэтому поступил в реальное училище К. П. Воскресенского. Увлекся живописью, поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где его наставниками были такие известные художники, как П. С. Сорокин, И. М. Прянишников, В. Г. Перов.
В 1881 г. переехал в Петербург, где поступил в Академию художеств, однако вскоре вернулся в Москву, в Училище живописи, где теперь его
Одна из известных картин Нестерова посвящена Сергию Радонежскому, одному из наиболее почитаемых русских святых. Художник изобразил эпизод из детства будущего святого, который тогда был просто мальчик Варфоломей, испытывающий трудности в изучении
После революции 1917 г. художник остался работать в Советской России. Нестерову было 73 года, когда группа ученых предложила ему написать портрет академика И. П. Павлова, знаменитого на весь мир физиолога. Художник с уважением относился к научным достижениям ученого, однако первоначально перспектива работы над портретом Павлова не увлекала Нестерова. Фотографии ученого, которые были представлены вниманию художника, не вдохновляли его на труд над портретом изображенного на них человека.
Все изменила личная встреча. Самобытная, непосредственная, эмоциональная личность Павлова, которому на тот момент было 85 лет, произвела на художника глубокое впечатление, которое он и вложил в портрет знаменитого физиолога. Нестеров неоднократно бывал у Павлова в его доме в деревне Колтуши, делал зарисовки.
Общение художника и ученого вскоре переросло в дружбу. Нужно несколько слов сказать об академике Павлове. Несомненно, личность незаурядная.
Иван Петрович Павлов родился в Рязани в семье священнослужителя. Предки отца и матери будущего физиолога уже на протяжении многих поколений были священниками, поэтому нет ничего удивительного в том, что Иван Павлович сначала учился в рязанском духовном училище, а по его окончании поступил в рязанскую духовную семинарию. Впоследствии ученый с теплотой вспоминал о годах, проведенных в семинарии. Но от духовной карьеры он отказался, прочитав на последнем курсе книгу И. М. Сеченова «Рефлексы головного мозга». Эта работа сыграла поворотную роль в жизни молодого семинариста.
Так как для семинаристов в то время существовали значительные ограничения в выборе университетских специальностей, Павлов поступил сначала на юридический факультет, откуда через 17 дней перевелся на естественное отделение физико-математического факультета Петербургского университета. Специализацией он выбрал физиологию животных. В результате многолетних экспериментов И. П. Павлову удалось впервые сформулировать принципы и основные понятия физиологии высшей нервной деятельности. Таким образом, Павлов стал основоположником науки о высшей нервной деятельности и представлений о процессах регуляции пищеварения.
Получил мировое признание и в 1904 г. за работу по физиологии пищеварения удостоился самой престижной награды — Нобелевской премии в области медицины и физиологии. На картине Нестерова Павлов изображен на террасе своего дома в деревне Колтуши. Ученый сидит в кресле боком к зрителю.
Фигуру Павлова художник поместил в правой части картины. Поза, в которой изображен знаменитый физиолог, полна энергии: хотя Павлов сидит за столом, во всем его облике ощущается внутренний порыв. Несмотря на солидный возраст, ученый держится очень прямо. Плечи развернуты; слегка согнутые в локтях руки, не касаются подлокотников кресла.
Экспрессивно сжатые в кулаки ладони лежат на столе поверх листа бумаги. Волевое лицо изображено в профиль. Взгляд ученого сквозь очки устремлен мимо зрителя — чувствуется, что этот человек погружен в свои мысли, но не в меланхолическую задумчивость, а в бурную работу мозга, возможно, он даже мысленно спорит с кем-то или тщательно анализирует какие-то факты или гипотезы.
Известно, что на картине Нестерова Павлов отнюдь не молод, ему 85. Действительно, на портрете изображен человек, чьи волосы заметно поредели, а сохранившиеся белы как снег, как и пышная борода с усами. Морщины избороздили высокий лоб мыслителя; но его никак не назовешь старым, дряхлым. Когда Нестеров впервые его увидел, то был поражен стремительностью, темпераментностью и неуемной энергией «дивного старика», как назвал Павлова художник. Все это мастеру вполне удалось передать на полотне.
Одет ученый в темный костюм, из-под которого выглядывают белые манжеты и воротничок рубашки. Темная одежда Павлова и темное дерево кресла, в котором он сидит, контрастируют со светлыми тонами фона. Стол перед ученым покрыт бледно-розовой скатертью, на столе напротив ученого стоит комнатное растение, усеянное белыми звездочками цветов. Нестеров в своих воспоминаниях называет это растение «убор невесты»; возможно, на картине изображен мирт, который действительно издавна использовался для украшения невест. За окнами застекленной веранды видны коттеджи со светло-зелеными и красными кровлями.
Это дома, построенные для сотрудников Павлова, «Павловский городок». Хотя портрет художник писал осенью, пока еще не ощущается ее присутствия — легко можно подумать, что за окнами весна или лето. Зеленеет растительность, вдали намечена полоска леса и узкий край неба.
Основную же часть картины занимает фигура Павлова — человека, совершившего кардинальный прорыв в науке своего времени.
По портрету академика физиолога И. П. Павлова работы М. В. Нестерова