По портрету артиста Ф. И. Шаляпина работы К. А. Коровина
Константин Алексеевич Коровин родился в образованной и состоятельной семье купца — старообрядца. Обучался живописи в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, где его наставниками были известные художники А. К. Саврасов и В. Д. Поленов. Поступил в Академию художеств в Петербурге, но вскоре был крайне разочарован методами преподавания и оставил это учебное заведение.
Во время поездок в Париж Коровин познакомился с новым течением в искусстве — импрессионизмом. По мнению специалистов, в творчестве художника прослеживается
На рубеже XIX-XX вв. Коровин активно работал над оформлением спектаклей Большого и Мариинского театров, а также миланского Ла Скала. Преподавал в Училище живописи, ваяния и зодчества, где когда — то учился сам.
Интересно, что во время Первой мировой войны художник состоял консультантом по маскировке при штабе русской армии.
После революции 1917 г. художник много сделал для сохранения памятников искусства. Также организовывал выставки
Во всяком случае, нарком А. В. Луначарский посоветовал художнику покинуть Советскую Россию, что тот и сделал. Остаток жизни Коровин провел во Франции.
Федор Иванович Шаляпин родился в Казани в семье крестьянина из древнего вятского рода. В детстве пел в церковном хоре, однако затем мальчика отдали в ученики к сапожнику. В 1889 г. юноша вступил в труппу В. Б. Серебрякова.
Выступал В Казани, Уфе, Тифлисе, Москве и Петербурге, сначала в незначительных ролях, но постепенно ему стали давать и главные роли.
Первым на незаурядное дарование Шаляпина обратил внимание известный меценат С. И. Мамонтов, который в то время содержал на свои средства театр в Москве — Русскую Частную оперу. В этом театре развился талант Шаляпина, здесь он создал галерею выразительных образов оперной классики: Иван Грозный в «Псковитянке» и варяжский гость в «Сад — ко»Н. А. Римского-Корсакова, мельник в «Русалке» А. С. Даргомыжского, Иван Сусанин в «Жизни за царя» М. И. Глинки, Мефистофель в «Фаусте» Гуно и др.
Выступая в Русской Частной опере, Шаляпин приобрел громкую известность. Впоследствии работал в Императорской русской опере в Москве. Шаляпину сопутствовал успех и за границей, на сцене знаменитого Ла Скала, где он выступил в роли Мефистофеля в одноименной опере итальянского композитора А. Бойто. Давал гастрольные выступления В Мариинском театре в Петербурге, что было значительным событием в культурной жизни северной столицы России.
События революции 1905 г. вызвали у Шаляпина живой отклик. Народная песня «Дубинушка» в его исполнении многими воспринималась как призыв к решительным действиям. В пользу рабочих певец передавал сборы от своих выступлений.
После 1917 г. большевистское правительство поначалу отнеслось к Шаляпину достаточно благожелательно. В 1918 г. он был назначен художественным руководитель Мариинского театра, первым в Советской России получил звание Народного артиста Республики.
Однако обстановка в стране, по-видимому, начинала тяготить певца. В 1922 г. он отправился в длительные гастроли за границу. Пронеслись слухи о его сочувствии эмигрантам.
Так или иначе, Шаляпин не вернулся в Россию, хотя до конца своих дней мечтал об этом.
Дарование Шаляпина соединило в себе неповторимый голос и яркий артистизм. Явление певца такой величины оказало значительное влияние на мировое оперное искусство.
Портрет Шаляпина Коровин писал во Франции, в Виши, куда художник приехал для поправки здоровья. Готовый портрет Коровин продал коллекционеру М. И. Терещенко. Художник не спросил на это разрешения самого Шаляпина, что того огорчило.
Ходили слухи, что певец намерен даже привлечь художника к суду. Однако Шаляпин решительно опроверг подобные предположения: «К Коровину мои дружеские отношения такие же, как и прежде. Мне, действительно, было жаль, что мой портрет, который так удался, попал не ко мне. Помните, я так долго позировал и старался делать «приятное» лицо.
Я, действительно, был огорчен, но ни о каком третейском суде я не помышлял».
Портрет Шаляпина кисти Коровина, который сейчас находится в Русском музее в Петербурге, датирован 1911 г. Следовательно, Шаляпин изображен в возрасте 50 лет. Обычно этот возраст воспринимается как более чем зрелый. Следует отметить, что при взгляде на картину создается впечатление, что мы видим перед собой человека еще достаточно молодого.
Едва ли художник стремился «омолодить» Шаляпина — вероятно, тот действительно выглядел молодо, это не такая уж редкость, тем более среди людей искусства, тем более успешных в своем творчестве.
Атмосферу молодости, праздника жизни создают и нарядная светлая одежда Шаляпина, и летняя зелень листвы, цветы, фрукты и вино на столе. Художник изобразил певца на веранде, солнечный свет льется в открытое окно. Шаляпин в непринужденной позе сидит на низком стуле боком к зрителю. Лицо изображено практически в профиль, лишь слегка повернуто в сторону зрителя.
Выражение лица — спокойно-умиротворенное, это лицо человека, который вполне наслаждается жизнью, минутами отдыха.
Певец сидит, положив правую ногу на левую. Левая рука чуть согнуть в локте, ладонь упирается в бедро. Правой рукой Шаляпин небрежно облокотился о столик.
Фигура Шаляпина дана крупным планом и занимает основную часть полотна.
В картине преобладают светлые тона, создающие радостное, немного ленивое летнее настроение. Белый костюм Шаляпина четко выделяется на фоне песочного цвета стены. По полу скользят блики света.
Синяя штора отдернута, как бы давая место врывающейся в окно темно-зеленой листве. Синие отсветы играют на белой скатерти, которой накрыт столик у окна. Синий цвет присутствует и в костюме Шаляпина — синий шейный платок, оттеняющий белизну рубашки и пиджака.
Картина написана широкими, быстрыми мазками. Изображение слегка размытое, что характерно для импрессионизма, который оказал заметное влияние на творчество Коровина. Иногда этого художника называют импрессионистом, однако не все специалисты согласны с таким определением.
Как бы то ни было, портрет Шаляпина является одной из достойнейших работ художника.
По портрету артиста Ф. И. Шаляпина работы К. А. Коровина