По­пробуйте решить, прав ли Лермонтов. Портреты

По­пробуйте решить, прав ли Лермонтов. Портреты. «Портреты» — серия шести юношеских стихо­творений поэта, написанных в жанре «словесного портрета»… В одном из стихотворений цикла, как показалось одной читательнице, Лермонтов изобра­зил себя.

В автографе стихотворения есть поздней­шая приписка поэта: «Этот портрет был доставлен одной девушке; она в нем думала узнать меня: вот за какого эгоиста принимают обыкновенно поэта». По­пробуйте решить, прав ли Лермонтов, отрицая сход­ство, или все-таки девушка была права.

Когда читаешь воспоминания современ­ников о Лермонтове и сравниваешь с ни­ми строки стихотворения, описывающего внешность неизвестного, то невольно соглашаешься с мнением девушки. Все, кто знал или просто был знаком с поэтом, отмечали его невысокий рост, бледное лицо, не отли­чающееся красотой, черные волосы, большие черные глаза. Причем многие в опи­сании наружности Лермонтова видели именно взгляд, характеризуя его как «умный взгляд», «глубокий взгляд», «ог­ненный, как удар молнии».

И если бы со­зданный поэтом в стихотворении портрет ограничивался бы описанием только внешности, пожалуй, можно было

бы уз­нать в этом описании самого Лермонтова. Но перед нами другой портрет, в котором обращают на себя внимание не только рост, глаза, волосы, лицо. В этом портрете перед нами раскрывается весь человек, с его характером, душой, миром чувств, мыслей, с его отношением к жизни, к лю­дям. И в этом случае трудно согласиться с девушкой.

Читая те же воспоминания современников о Лермонтове, удивляешь­ся их противоречивости. Одни считали поэта человеком довольно веселым, с «ров­ным характером», «добрым малым», дру­гие отмечают «холодность», «надмен­ность», «непомерное самолюбие». Одни обращают внимание на «милое выраже­ние лица», другие указывают, что в его наружности «было что-то зловещее и тра­гическое».

В стихотворении перед нами предстает человек, воспринимающий жизнь «как лживый сон», разочарованный и одинокий, видящий вокруг себя коварство и зависть.

Таким ли был поэт? На этот вопрос нельзя ответить однозначно. Итак, кто же прав, девушка или сам поэт? Ответ на этот вопрос содержится в высказывании одно­го из друзей поэта Д. П. Шан-Гирея: «…все стихотворения ничего не объясня­ют… всякое суждение о характере и состоянии души поэта, на них основанное, приведет к неверному заключению…»

А все дело в том, что человек в жизни и человек в художественном произведе­нии — это не одно и то же. В художествен­ном произведении словесный портрет че­ловека создается при помощи воображе­ния автора. Чаще всего этот портрет является обобщенным, т. е. собиратель­ным, и соединяет в себе черты нескольких известных автору людей. Однако какие-то отдельные детали своей внешности и даже некоторое черты характера могут исполь­зоваться автором. Вот по этим отдельным чертам девушка и «узнала» поэта.

Но его душа, его внутренний мир были открыты только ему самому.




По­пробуйте решить, прав ли Лермонтов. Портреты