По произведению Салтыкова-Щедрина «Коняга»

Сказка М. Е. Салтыкова-Щедрина «Коняга» описывает бедственное положение крестьянства в царской России. Образ замученной лошади является устойчивым символом в русской классической литературе. К нему обращался Ф. М. Достоев­ский в романе «Преступление и наказание». В сказке М. Е. Салтыкова-Щедрина образ Коняги символизирует стои­цизм угнетенного самодержавием народа.

Салтыков-Щедрин не жалеет изобразительно-выразительных средств и художе­ственных деталей для создания этого жалкого, уродливого об­раза. При помощи ряда эпитетов,

красноречивых сравнений перед читателем возникает необыкновенно выразительный образ замученной клячи с худыми ребрами, разбитыми ногами.

Во время работы Коняга даже не может отдохнуть. У него особое отношение к природе: «Для всех природа — мать, для него одного она — бич и истязание. Всякое проявление ее жизни отражается на нем мучительством.

Всякое цветение — отравою».

Возникает неразрешимое противоречие: жизнь оборачива­ется смертью. Цветущее поле превращается в безжизненное, покрытое белым саваном. Коняге же остается только одно — изнурительный труд: «Работой исчерпывается весь

смысл его существования; для него он зачат и рожден, и вне ее он не только никому не нужен, но, как говорят расчетливые хозяева, представляет ущерб. Вся обстановка, в которой он живет, на­правлена единственно к тому, чтобы не дать замереть в нем гой мускулистой силе, которая источает из себя возможность физического труда».

Социальное неравенство показано в сказ­ке при помощи притчи о Коняге и Пустоплясе, в которой рас­сказывается о счастливом брате Коняги. Пустопяса определи­ли в теплое стойло и мяконькой соломки постелили. А Коняге в хлеву жить постановили и бросили охапку прелой соломы.

Постепенно подобные пустопясы стали вокруг Коняги прохаживаться и надоедать ценными советами. Один из них видит в его работе здравый смысл, другой — дух жизни, а третий считает, что труд приносит Коняге душевное равнове­сие. Четвертый же считает, что Коняга на своем месте, привы­чен к труду и вечен. Разговоры эти, однако, пусты, как и жизнь пустоплясов, не имеющих привычки и работе.

Конягой же погоняет мужик, который подхлестывает его словами: «Н но, каторжный, шевелись!». Благодаря параллелизму в финале сказки образ измученного Коняги еще больше сопрягается с образом народа. Поговорка «Дело мастера боится» еще силь­нее подчеркивает его сходство.

В лице четырех пустоплясов, которые восхищаются выносливостью Коняги, Салтыков — Щедрин высмеял либералов, славянофилов, либеральных на­родников и буржуазию, которые всеми силами и теориями стараются оправдать бедственное, угнетенное положение рус­ского крестьянства. В пустых спорах, как показывает писа­тель, не только не рождается истина, но исчезает последний здравый смысл, трезвый взгляд на проблему социального не­равенства.




По произведению Салтыкова-Щедрина «Коняга»