По рассказу А. Солженицына «На изломах»

Подошло к концу 20е столетие, которое было отмечено трагическими событиями, повлиявшими на жизнь страны и на судьбы живущих в ней. Век революций, войн, изломов, катаклизмов, так по праву может быть охарактеризован век ХХ-ый. Многие писатели напористо вступали в литературу в конце 70х начале 80х годов, но мало кто остался. Хотя есть и ныне живущие современные писатели, вошедшие в историю отечественной словесности второй половины нашего века.

Их присутствие в литературе по-прежнему ощутимо, даже если их произведения не часто появляются на страницах

периодики и не так часто выходят отдельными изданиями. Эти писатели прошли через испытания нынешнего социального излома без ущерба для творческой воли.

Ситуация в обществе и состояние умов сегодня таковы, что даже А. Солженицын оказался оттесненным на второй план. В 1994 году он возвратился в Россию из вынужденной эмиграции. Его творческий путь особенно в жанре публицистики продолжается. Сейчас он явно очень многое уточняет на своем пути самопознания, раздумий о грядущем обустройстве России. Писатель иначе подходит к трактовке судеб своих героев.

Время разрушения исторических устоев России под любыми

лозунгами прошло.

Солженицын никогда не был просто писателем, он был еще и гражданином, и философом, и историком, и «пророком-проповедником» . Все его произведения неразрывно связаны с судьбой страны, с болями ее и невзгодами; все пронизаны гражданской тревогой. И мы не ждем от него остросюжетного детектива или любовного романа, а ждем солженицынского углубленного и пристального анализа, куда неразъемное вплавлено раздумье, что, несомненно, важнее прямого ответа на любой вопрос.

Мое внимание привлек «двух-частный» рассказ Солженицына «На изломах», напечатанный в журнале «Новый мир» в 1996 году. В нем автор сумел дать ответ на вопросы читателей о смысле бытия, вторгнувшись в нервный эпицентр действительности, реально оценив происходящее.

Солженицын называет рассказ «На изломах», что значит в момент самых крутых социально-исторических сдвигов, в самые критические минуты личного и общественного существования. Так, неожиданно, одним из героев рассказа становится талантливый деятель отечественного ВПК, промышленный заправила, сумевший устоять не только во времена былые, но и во времена новые не дать погибнуть своему детищу заводу.

Другой герой, более молодой, достигший высот финансового Олимпа. Он глава крупного провинциального банка, который хотят повалить конкуренты, используя все возможные средства, вплоть до покушения на жизнь Алексея. В прошлом этот разносторонне одаренный Толковянов «вздорил» с государством, а теперь вынужден идти просить у него защиты. Найдет лиОба персонажа для Солженицына воплощение национальной талантливости и упорства, не показной любви к стране, которую они могли бы и покинуть, потому что нигде не пропали бы, да только не лежит сердце к «загранице».

Хочется, чтоб здесь было хорошо, да и честолюбия достаточно, чтоб не мириться с унижением бегства. Оба не желают уступать даже в самых трудных условиях, в которых вынуждены в силу извечной российской нескладицы самореализовываться. Поэтому и держатся друг за друга.

Похоже, на них и уповает Солженицын, на эту элиту, плоть от плоти народной. И что характерно, на прошлое своего «вэпэкашника» он закрывает глаза: ведь не уронил национальной гордости, не уступил никому первенства.

Но и новоиспеченного банкира он не обвиняет в том, что деньги в банке народные, что богатеет тот, когда население нищает. Солженицын понимает одно: как бы ни было, а без талантов такого рода, без их хозяйской разворотливости не обойтись. Его надежда в том, что все нормализуется, обретет цивилизованные формы, и обретет их именно трудами и усилиями таких вот молодых и немолодых старателей, для которых чувство свободы неразрывно связано с чувством самоуважения и желанием самореализоваться в родной стране.

Надежды на восстановление и обновление России звучат и у других современных писателей. В произведениях В. Астафьева, В. Распутина. Но безусловно то, что «На изломах» стоит особняком, решая эту проблему в ином ключе.

Рассказ современен и достаточно легок для восприятия. В нем Солженицын в доступной форме сумел выразить сложную идею возрождения страны, возрождения уважения к человеческой личности. Будет ли Россия домом для живущих в ней. В этом, как мне кажется, нерв раздумий всех современных писателей. Это их главная тревога.

Но и мы часто задумываемся о судьбе своей родины, а ответы ищем у великих мира сего.




По рассказу А. Солженицына «На изломах»