По роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»;. Часть 2
Одним из центральных женских образов в романе является Дунечка — сестра главного героя. Ее характеристику дает мать в своем письме: «Это девушка твердая, благоразумная, терпеливая и великодушная, хотя и с пылким сердцем». С презрением отвергает она ухаживания Свидригайлова, в доме которого работала гувернанткой. Как и Соня, Дуня в романе сравнивается с ангелом: «Дуня, кроме того что девушка умная, — в то же время и существо благородное, как ангел».
К героине сватается надворный советник Петр Петрович Лужин. Он представлен
Лужин и Свидригайлов, как и Раскольников, примеряют на себя в романе роль «сверхчеловека». Именно поэтому в критике их часто называют своеобразными двойниками Раскольникова. Подобно Раскольникову, который во имя личных амбиций и сомнительных целей убивает жалкую беспомощную старушонку, они пытаются попрать чужое право на жизнь и счастье, чтобы почувствовать себя человеком,
Соглашаясь на брак с Лужиным, Дуняша думает о том, что ее супруг поддержит находящегося в бедственном положении брата. Гот же отвечает уклончиво на это. Он привык, что выполняются лишь его расчеты и распоряжения.
С тонкой иронией пишет Ф. М. Достоевский о переживаниях Петра Петровича, когда тот понимает, что из-за жадности упустил Дунечку. «Мысль о Дунечке еще раз соблазнительно занозила его сердце», — пишет автор. Лужин относится к девушке как к любимой игрушке, которую у него вдруг неожиданно отобрали. Он жалеет, что не выдал в свое время ей на приданое тысячи полторы. Тогда бы она чувствовала себя обязанной и вышла бы за него замуж в благодарность за щедрость. Подобный ход рассуждений еще глубже разоблачает всю омерзительную сущность характера героя.
Лужин полагает, что любовь, уважение и благодарность можно просто купить за деньги.
Вульгарные общественные взгляды на положение женщины рассматриваются в романе в разговоре Лужина и Лебезятникова.
Если Лужин считает, что по праву сильного мира сего может купить женщину как товар, то Лебезятников согласен признать равенство мужчины и женщины, но этим же равенством он оправдывает свою отвратительную драку с Катериной Ивановной. Избив женщину, он выгораживает себя тем, что защищался. В разговоре всплывает история одной дамы — Теребьевой, которая ушла от мужа, бросила двух детей и стала жить в гражданском браке, да и еще собирается организовать коммуну. В рассуждениях о коммуне нет ничего иного, кроме возможности так называемого свободного входа в комнаты в будущем обществе. Развивая Софью Семеновну, давая ей книжки, проповедуя свою философию, Лебезятников хочет на самом деле развратить ее.
Ведь Соня стыдится своего положения. В других обстоятельствах она с удовольствием вступила бы в законный брак с любимым человеком. Ф. М. Достоевскому важно подчеркнуть, что Соня ради детей пошла, торговать собой. Она жертва жестокого общества. Лебезятников же пытается навязать ей свою философию, добиться ее расположения и тем самым погубить ее душу.
В разговоре с Лужиным Лебезятников низвергает такие понятия, как «благородство», «великодушие». «Я понимаю только одно слово: полезное!» — заявляет он.
Для понимания образа Лужина важна сцена, в которой Петр Петрович дает Соне деньги для Катерины Ивановны. Если Раскольников молча положил для вдовы деньги и ушел, то Лужин устраивает целый спектакль: он приглашает к себе Соню и просит присутствовать при этом Лебезятникова. Андрею Семеновичу он объясняет, что не хочет ставить себя в двусмысленное положение, оставаясь с Соней наедине. На самом же деле ему нужен зритель, который одобрит его благотворительность. Прежде чем дать деньги, он мучает Соню длинным разговором о своих планах помощи Катерине Ивановне.
Десятирублевый кредитный билет он протягивает, тщательно развернув. Ф. М. Достоевский специально подчеркивает, какую сумму дал богатый Лужин, а какую — Раскольников. При этом важно, что Раскольников отдал последние деньги.
Лужина сильно беспокоит, как несчастная вдова потратит деньги. Он упрекает ее в том, что она покупает дорогие продукты на поминки, а завтра у нее не будет денег даже детям на хлеб. Ф. М. Достоевский подчеркивает, что желание устроить Мармеладову достойные поминки мотивировалось в душе Катерины Ивановны тем, чтобы показать приглашенным, что она умеет принять: «Может быть, тут всего более имела влияние та особенная гордость бедных, вследствие которой при некоторых общественных обрядах, обязательных в нашем быту для всех и каждого, многие бедняки таращатся из последних сил и тратят последние сбереженные копейки, чтобы только быть «не хуже других» и чтобы «не осудили» их как-нибудь те другие».
Да и. как выяснилось, Лужин явно преувеличил количество яств и вин, приготовленных Катериной Ивановной. Просто у него кастовое мышление. И он даже не может допустить, что бедняки тоже имеют свое человеческое достоинство, что униженных и забитых людей иногда посещает чувство гордости. Это чувство гордости порой играет злую роль в судьбе Катерины Ивановны: она быстро располагается к людям и быстро разочаровывается.
На поминках Катерина Ивановна ведет себя неровно: то впадает в важность, то вдруг начинает смеяться над хозяйкой квартиры Амалией Ивановной, то говорит глупости и бестактности.
Лужин публично обвиняет Соню в краже. В кармане девушки действительно оказывается сторублевая бумажка. Но Лебезятников тут же разоблачает Лужина, рассказывая, что видел, как Петр Петрович сам тихонько положил деньги Соне в карман.
До какой же степени цинизма нужно дойти, чтобы на похоронах отца обвинить Соню в краже! Вся благотворительность Лужина оборачивается на деле подлостью. Если уж Лебезятников, который и сам не является эталоном порядочности и благородства, называет Петра Петровича жалким, подлым человеком, каким низким должен быть Лужин.
В защиту Сони выступает в этой сцене и Раскольников, окончательно разоблачая Петра Петровича.
Как и Соня, Дуня любит брата жертвенной самозабвенной любовью. В том же письме мать Раскольникова Пульхерия наказывает сыну: «Люби Дуню, свою сестру, Родя; люби так, как она тебя любит, и знай, что он тебя беспредельно, больше себя самой любит». Прочитав письмо матери, Раскольников понимает, что Дуня выходит за Лужина, пытаясь, по сути, повторить поступок Сони: соглашается стать «законной наложницей» господина Лужина ради того, чтобы помочь родным: «Дело ясное: для себя, для комфорта своего, даже для спасения себя от смерти, себя не продает, а для другого вот и продает!
Для милого, для обожаемого человека, продаст! Вот в чем вся наша штука-то и состоит: за брата, за мать продаст!»
По роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»;. Часть 2