По роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»;. Часть 2

Одним из центральных женских образов в романе является Дунечка — сестра главного героя. Ее характеристику дает мать в своем письме: «Это девушка твердая, благоразумная, терпеливая и великодушная, хотя и с пылким сердцем». С пре­зрением отвергает она ухаживания Свидригайлова, в доме ко­торого работала гувернанткой. Как и Соня, Дуня в романе сравнивается с ангелом: «Дуня, кроме того что девушка ум­ная, — в то же время и существо благородное, как ангел».

К героине сватается надворный советник Петр Петрович Лужин. Он представлен

человеком благонадежным и обеспеченным, хотя немного высокомерным. Однако настораживает его по­зиция по отношению к браку. Лужин считает, что муж ничем не должен быть обязан своей жене, а жена должна считать мужа своим благодетелем.

Лужин и Свидригайлов, как и Рас­кольников, примеряют на себя в романе роль «сверхчеловека». Именно поэтому в критике их часто называют своеобразными двойниками Раскольникова. Подобно Раскольникову, который во имя личных амбиций и сомнительных целей убивает жал­кую беспомощную старушонку, они пытаются попрать чужое право на жизнь и счастье, чтобы почувствовать себя челове­ком,

право имеющим.

Соглашаясь на брак с Лужиным, Дуняша думает о том, что ее супруг поддержит находящегося в бедственном положении брата. Гот же отвечает уклончиво на это. Он привык, что вы­полняются лишь его расчеты и распоряжения.

С тонкой иро­нией пишет Ф. М. Достоевский о переживаниях Петра Петро­вича, когда тот понимает, что из-за жадности упустил Дунечку. «Мысль о Дунечке еще раз соблазнительно занозила его сердце», — пишет автор. Лужин относится к девушке как к любимой игрушке, которую у него вдруг неожиданно ото­брали. Он жалеет, что не выдал в свое время ей на приданое тысячи полторы. Тогда бы она чувствовала себя обязанной и вышла бы за него замуж в благодарность за щедрость. Подоб­ный ход рассуждений еще глубже разоблачает всю омерзи­тельную сущность характера героя.

Лужин полагает, что лю­бовь, уважение и благодарность можно просто купить за деньги.

Вульгарные общественные взгляды на положение женщи­ны рассматриваются в романе в разговоре Лужина и Лебезятникова.

Если Лужин считает, что по праву сильного мира сего мо­жет купить женщину как товар, то Лебезятников согласен признать равенство мужчины и женщины, но этим же равен­ством он оправдывает свою отвратительную драку с Катери­ной Ивановной. Избив женщину, он выгораживает себя тем, что защищался. В разговоре всплывает история одной дамы — Теребьевой, которая ушла от мужа, бросила двух детей и стала жить в гражданском браке, да и еще собирается организовать коммуну. В рассуждениях о коммуне нет ничего иного, кроме возможности так называемого свободного входа в комнаты в будущем обществе. Развивая Софью Семеновну, давая ей книжки, проповедуя свою философию, Лебезятников хочет на самом деле развратить ее.

Ведь Соня стыдится своего положе­ния. В других обстоятельствах она с удовольствием вступила бы в законный брак с любимым человеком. Ф. М. Достоевско­му важно подчеркнуть, что Соня ради детей пошла, торговать собой. Она жертва жестокого общества. Лебезятников же пы­тается навязать ей свою философию, добиться ее расположе­ния и тем самым погубить ее душу.

В разговоре с Лужиным Лебезятников низвергает такие понятия, как «благородство», «великодушие». «Я понимаю только одно слово: полезное!» — заявляет он.

Для понимания образа Лужина важна сцена, в которой Петр Петрович дает Соне деньги для Катерины Ивановны. Ес­ли Раскольников молча положил для вдовы деньги и ушел, то Лужин устраивает целый спектакль: он приглашает к себе Со­ню и просит присутствовать при этом Лебезятникова. Андрею Семеновичу он объясняет, что не хочет ставить себя в дву­смысленное положение, оставаясь с Соней наедине. На самом же деле ему нужен зритель, который одобрит его благотвори­тельность. Прежде чем дать деньги, он мучает Соню длинным разговором о своих планах помощи Катерине Ивановне.

Деся­тирублевый кредитный билет он протягивает, тщательно раз­вернув. Ф. М. Достоевский специально подчеркивает, какую сумму дал богатый Лужин, а какую — Раскольников. При этом важно, что Раскольников отдал последние деньги.

Лужина сильно беспокоит, как несчастная вдова потратит деньги. Он упрекает ее в том, что она покупает дорогие про­дукты на поминки, а завтра у нее не будет денег даже детям на хлеб. Ф. М. Достоевский подчеркивает, что желание устроить Мармеладову достойные поминки мотивировалось в душе Ка­терины Ивановны тем, чтобы показать приглашенным, что она умеет принять: «Может быть, тут всего более имела влияние та особенная гордость бедных, вследствие которой при неко­торых общественных обрядах, обязательных в нашем быту для всех и каждого, многие бедняки таращатся из последних сил и тратят последние сбереженные копейки, чтобы только быть «не хуже других» и чтобы «не осудили» их как-нибудь те другие».

Да и. как выяснилось, Лужин явно преувеличил количество яств и вин, приготовленных Катериной Иванов­ной. Просто у него кастовое мышление. И он даже не может допустить, что бедняки тоже имеют свое человеческое досто­инство, что униженных и забитых людей иногда посещает чувство гордости. Это чувство гордости порой играет злую роль в судьбе Катерины Ивановны: она быстро располагается к людям и быстро разочаровывается.

На поминках Катерина Ивановна ведет себя неровно: то впадает в важность, то вдруг начинает смеяться над хозяйкой квартиры Амалией Иванов­ной, то говорит глупости и бестактности.

Лужин публично обвиняет Соню в краже. В кармане де­вушки действительно оказывается сторублевая бумажка. Но Лебезятников тут же разоблачает Лужина, рассказывая, что видел, как Петр Петрович сам тихонько положил деньги Соне в карман.

До какой же степени цинизма нужно дойти, чтобы на похоронах отца обвинить Соню в краже! Вся благотвори­тельность Лужина оборачивается на деле подлостью. Если уж Лебезятников, который и сам не является эталоном порядоч­ности и благородства, называет Петра Петровича жалким, подлым человеком, каким низким должен быть Лужин.

В за­щиту Сони выступает в этой сцене и Раскольников, оконча­тельно разоблачая Петра Петровича.

Как и Соня, Дуня любит брата жертвенной самозабвенной любовью. В том же письме мать Раскольникова Пульхерия наказывает сыну: «Люби Дуню, свою сестру, Родя; люби так, как она тебя любит, и знай, что он тебя беспредельно, больше себя самой любит». Прочитав письмо матери, Раскольников понимает, что Дуня выходит за Лужина, пытаясь, по сути, по­вторить поступок Сони: соглашается стать «законной налож­ницей» господина Лужина ради того, чтобы помочь родным: «Дело ясное: для себя, для комфорта своего, даже для спасе­ния себя от смерти, себя не продает, а для другого вот и про­дает!

Для милого, для обожаемого человека, продаст! Вот в чем вся наша штука-то и состоит: за брата, за мать продаст!»




По роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»;. Часть 2