По роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»;. Часть 5

Важную композиционную роль в раскрытии идеи неотвра­тимости наказания в романе играет образ следователя Порфирия Петровича. В портрете героя Ф. М. Достоевский подчерки­вает необычное выражение глаз, которое контрастирует со всей фигурой. Глаза эти обладают каким-то жидким водяни­стым блеском и придают герою серьезность.

Раскольников сам является к Порфирию Петровичу, чтобы выяснить, знает тот о его визите к старухе-процентщице или не знает. Сцена их разговора, при котором присутствуют еще Зосимов и Разумихин, отличается ювелирной тонкостью

пси­хологического анализа. Ф. М. Достоевский подчеркивает все тонкости этой беседы и показывает, как постепенно следователь входит в курс дела и составляет собственное мнение о Родионе.

Трепетное отношение Раскольникова к расследованию выдает его гневный взгляд, когда Разумихин неожиданно вспоминает о бурной реакции Родиона на слова о том, что Порфирий закладчиков опрашивает. Однако тот ловко выво­рачивается, ссылаясь на то, что очень дорожит одной вещи­цей, доставшейся ему от отца.

Лишние вопросы, паузы, спокойный и холодный тон, на­смешливость — все это психологические приемы, с помощью которых

опытный следователь, примеряя каждого из закладчиков на роль убийцы и понимая, что прежде всего у них был мотив, пытается выявить того единственного, кто стал виновником гибели старушки и ее сестры.

Разговор становится для Раскольникова все более мучи­тельным. Он с трудом сдерживает негативные эмоции, кото­рые усугубляются тем, что в разговор постоянно вмешиваются Заметов и Разумихин, выводя его на чистую воду и ускоряя тем самым разоблачение. Озлобленность и желание прекра­тить все эти мучения по мере разговора у Раскольникова на­растают. Он начинает думать, что Заметов давно подозревает его в убийстве и рассказал об этом Порфирию Петровичу.

Ф. М. Достоевский подчеркивает, что следователь хитер. Он частенько подстраивается под говорящего для того, чтобы вы­вести его на чистую воду, использует неожиданные ходы. Вы­ясняется, например, что Порфирий читал статью Раскольни­кова «О преступлении», в то время как сам Родион даже не знал о том, что эта статья опубликована.

В этой статье герой как раз и излагает свою теорию, по ко­торой все великие люди были, по сути, преступниками, ибо нарушали древний закон, чтобы установить новый. При этом нередко проливалась кровь. И Разумихин, и Порфирий в штыки встречают главную мысль статьи Раскольникова о том, что можно разрешить проливать кровь по совести и оправдать это деяние.

В разговоре заходит мысль о страдании. И здесь Расколь­ников выдвигает еще одну важную для понимания концепции сверхчеловека мысль: «Страдания и боль всегда обязательны для широкого сознания и глубокого сердца. Истинно великие люди… должны ощущать на свете великую грусть».

Его спо­койствие и задумчивый тон, с которым он произносит эту фразу, свидетельствуют о том, что сам он как раз и причисля­ет себя к этому разряду гениальных людей.

Порфирий Петрович при разговоре с Раскольниковым то ласков, то фамильярен, то настойчив, то делает вид, что сам за­путался в ходе следствия, затем вновь задает неожиданные во­просы, выясняя мельчайшие детали и конкретные временные сроки. Он будто бы из простого любопытства и желания лучше вникнуть в суть статьи интересуется, причисляет ли себя Родион к разряду людей, имеющих право. Но тот отвечает уклончиво.

Родион Романович не сразу сознается в убийстве. Трижды приходит он с этой мыслью в полицейский участок, но только в третий раз благодаря поддержке Сони решается признаться.

Ф. М. Достоевский не случайно детально описывает тонкую психологическую игру, которую ведет с преступником следова­тель Порфирий Петрович. Пустые фразы, странные жесты, бес­смысленные и загадочные словечки — все это арсенал средств опытного сыщика. Порфирий постоянно жонглирует фактами и предположениями. Он словно постепенно подводит Раскольни­кова к мысли о том, что Родион сам должен облегчить свою участь и сознаться.

С особой тонкостью, будто делясь опытом со студентом-юристом, рассказывает Порфирий Петрович о своей умелой тактике: «Ну, так вот вам, так сказать, и примерчик на будущее — то есть не подумайте, чтоб я вас учить ос­мелился: эвона ведь вы какие статьи о преступлениях печатае­те! Нет-с, а так, в виде факта, примерчик осмелюсь представить, — так вот считай я, например, того, другого, третьего за пре­ступника, ну зачем, спрошу, буду я его раньше срока беспоко­ить, хотя бы я улики против него имел-с?.. Нет, вы, я вижу, не совсем понимаете, так я вам пояснее изображу-с: посади я его, например, слишком рано, так ведь этим я ему, пожалуй, нравст­венную, так сказать, опору придам…» Таким образом, словами следователя Ф. М. Достоевский подчеркивает, что наказание Раскольникова уже началось до разоблачения. Муки совести и страх быть разоблаченным — эти противоречивые чувства за­ставляют Родиона страдать как в аду. Практику правильного ведения Порфирий Петрович сравнивает с военной тактикой.

А для личности преступника он выбирает еще более тонкое худо­жественное сравнение: «Видали бабочку перед свечкой? Ну, так вот он все будет, все будет около меня, как около свечки, кру­житься; свобода не мила станет, станет задумываться, запуты­ваться, сам себя кругом запутает, как в сетях, затревожит себя насмерть!.. И все будет, все будет около меня же круги давать, все суживая да суживая радиус, и — хлоп! Прямо мне в рот и влетит, я его и проглочу-с, а это уж очень приятно, хе-хе-хе! Вы не верите?» О том, что тактика Порфирия Петровича является действенной и верной, свидетельствует состояние Раскольни­кова во время беседы.

Он сидит бледный и неподвижный, губы его пересыхают, сердце колотится, пена запекается на губах. В душе его зреет злоба. Потом он начинает смеяться как припа­дочный, затем сам резко обрывает свой странный смех.

Порфирий же не унимается, становясь то услужливым и участливым, то веселым и насмешливым. Кульминацией бесе­ды становится сцена признания Николая. Для Родиона это еще одно нравственное испытание — видеть человека, который готов пострадать за злодейство, которого не совершал.




По роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»;. Часть 5