По роману Л. Н. Толстого «Война и мир». Часть 7

Весть о взятии города Вишау приходит в ясный, погожий день. «День был ясный, солнечный, после сильного ночного заморозка, и веселый блеск осеннего дня совпадал с известием о победе», — пишет Л. Н. Толстой. При освещении военных действий в романе Толстого важное место отводится образам солнца и тумана.

Особую роль в победе над Наполеоном в Отечественной войне 1812 года Л. Н. Толстой отводит народному ополчению. Партизанские отряды уничтожали французскую армию по частям. Наиболее подробно в романе «Война и мир» описыва­ется отряд

Дениса Давыдова, который одним из первых понял важность этого метода борьбы. По мере развития военной компании 1812 года количество партизанских отрядов увели­чивалось.

Об отдельных народных героях Л. Н. Толстой упоминает в романе. Это также важно писателю в концепту­альном плане: партизанская война — пример массового геро­изма русского народа. А Л. Н. Толстой, как мы помним, как раз и подчеркивал, что ходом истории управляют народные мас­сы. Еще одним ярким образом народного героя в романе явля­ется Тихон Щербатый. Этот человек мог решить самые труд­ные задачи.

Он был чрезвычайно храбрым и полезным человеком

в отряде. Тихон с топором ходил брать языка. Тол­стовское повествование об этом подвиге наполнено мягким юмором. Вот что Тихон рассказывает Денисову: «Бросились на меня со шпажками. Я на них таким манером топором: что вы, мол, Христос с вами».

Неотесанность, глупая улыбка со­четаются в Тихоне с патриотизмом, отчаянной храбростью и горделивым самолюбованием.

Описывая храбрость русских войск на полях сражений и подвиги простого народа в партизанских отрядах, Л. Н. Тол­стой не забывает об успехах отечественной дипломатии. В этой связи в романе раскрывается образ Билибина. «Он рабо­тал одинаково хорошо, в чем бы ни состояла сущность рабо­ты», — отмечал писатель. Билибин обладает огромной рабо­тоспособностью. Он прекрасно образован и является тон­ким психологом, любит остроумные разговоры: «Разговор Би­либина постоянно пересыпался оригинально-остроумными, законченными фразами, имеющими общий интерес.

Эти фра­зы изготовлялись во внутренней лаборатории Билибина, как будто нарочно, портативного свойства, для того, чтобы ни­чтожные светские люди удобно могли запоминать их и пере­носить из гостиных в гостиные».

В качестве средства индивидуализации данного образа Л. Н. Толстой использует яркую портретную деталь — круп­ные морщины. Мимика Билибина заключается в том, что он то распускает складки кожи, то спускает собранную кожу со лба, то собирает кожу над левым виском. Эти художественные де­тали подчеркивают рассудительность героя, его неординар­ность и высокий интеллект, показывают красоту игры мысли известного дипломата.

О тонкостях дипломатической работы в романе свидетель­ствует эпизод, рассказанный Андрею Болконскому и Борису Друбецкому Долгоруковым о том, как Бонапарт, желая испы­тать Маркова, нашего посланника, нарочно уронил перед ним платок и остановился, глядя на него, ожидая, вероятно, услуги от Маркова, и как Марков тотчас же уронил рядом свой пла­ток и поднял свой, не поднимая платка Бонапарта.

В романе много философских отступлений, рассуждений о политике и истории. Важным фактором в оценке толстовских взглядов на историю является то, что он разделял идею об от­носительности истины. Вот как он оценивает деятельность глав государств: «Про деятельность Александра и Наполеона нельзя сказать, что она была полезна или вредна, ибо мы не можем сказать, для чего она полезна и для чего вредна.

Если деятельность эта кому-нибудь не нравится, то она не нравится ему только вследствие несовпадения ее с ограниченным по­ниманием его о том, что есть благо».

Толстой показывает, как радикально меняется за несколько лет международная политика. Александр всего несколько лет назад помогал Австрии в борьбе с Наполеоном. Вдруг пошли уже разговоры в свете о возможном браке.

Наполеона с одной из сестер императора Александра. Выходит, что все жертвы, страдания, тяготы боевых походов были напрасны.

Еще более остро воспринимает великий писатель-патриот начало Отечественной войны 1812 года. Он называет войну «противным человеческому разуму и всей человеческой при­роде событием».

Перечисляя многочисленные причины начала войны, Л. Н. Толстой сопоставляет взгляд современников и историков на это событие и подчеркивает, что каждая из причин, важная по своей сути, с точки зрения потомков, которые видят необ­ратимые и ужасные последствия этого злодеяния, является не­достаточно веской.

Примечательно, что Л. Н. Толстой склонен перекладывать вину за начало войны на конкретное историческое лицо, так как для исполнения этого собы­тия было необходимо «совпадение бесчисленных обстоя­тельств, без одного из которых событие не могло бы совершиться».

Согласно толстовской философии у человека есть личная жизнь, «которая тем более свободна, чем отвлеченнее ее инте­ресы, и стихийная, ролевая, в которой каждый исполняет пред­писанные ему законы», тем самым выполняя определенную ис­торическую миссию. Чтобы читатель более четко представил себе соотношение совокупности причин и следствия, Л. Н. Толстой приводит наглядный пример: «Когда созрело яб­локо и падает, — отчего оно падает? Оттого ли, что тяготеет к земле, оттого ли, что засыхает стержень, оттого ли, что сушится солнцем, что тяжелеет, что ветер стрясет его, оттого ли, что стоящему внизу мальчику хочется съесть его? Ничто не причи­на.

Все это только совпадение тех условий, при которых совер­шается всякое жизненное, органическое, стихийное событие».

Толстовская философия истории органична, но существу­ют и другие мнения по поводу роли в истории случайности и закономерности. Например, часто не совокупность факторов рассматривается как причина реализации того или иного ис­торического события, а цепочка, при таком типе рассуждений за случайностью признается большая роль в истории, чем это делает великий русский писатель-философ XIX века.




По роману Л. Н. Толстого «Война и мир». Часть 7