Поэма «Кому на Руси жить хорошо» как народная эпопея

По жанру «Кому на Руси жить хорошо» — поэма. Она похожа на древнюю эпическую поэму и больше всего напоминает эпопею, рассказывающую о событиях всенародно-исторического значения, такую, как «Илиада» и «Одиссея» Гомера. Поэтому «Кому на Руси жить хорошо» можно назвать народной эпопеей, или, по меткому выражению П. Н. Сакулина, «Одиссеей» нового времени. Во-первых, главной чертой эпопеи нового времени является то, что она воплощает в себе судьбы народов, сам исторический процесс. Классические эпопеи связаны с изображением

войны, но национальный характер может раскрыться не только в войне, но и в эпоху других исторических событий, затрагивающих всю нацию, — общенациональных реформ и кризисов, революционных потрясений, смутных времен. В произведении Некрасова описывается переломный момент в истории России — 60-е годы XIX века, отмена крепостного права.

Реформа 1861 года до предела заострила все общественные противоречия и, таким образом, позволила проявиться русскому национальному характеру во всей полноте — со всеми недостатками и достоинствами. Важность описываемого исторического события формулируется в поэме так:

Довольно!

Окончен с прошедшим расчет, Окончен расчете господином! Сбирается с силами русский народ И учится быть гражданином… Во-вторых, для эпопеи нового времени характерна широкая, многосторонняя картина мира, включающая многоголосый хор героев.

Сюжет «Кому на Руси жить хорошо» строится на теме дороги: семь временнообязанных мужиков путешествуют по Руси, встречаются с разными людьми, выслушивают их рассказы о жизни, притчи, легенды. Таким образом, сквозная сюжетная линия обрастает множеством законченных, более-менее подробных рассказов, которые часто имеют свой собственный сюжет и композицию. Поэма по композиции похожа на мозаику или лоскутное одеяло, сшитое из разноцветных кусочков материи. Тема поэмы — широчайшее изображение народной жизни пореформенного периода, что вполне соответствует эпопейному описанию.

Автор предполагал вывести в поэме все слои русского общества, что доказывается спором мужиков, который дает толчок всему действию: Роман сказал: помещику, Демьян сказал: чиновнику, Лука сказал: попу. Купчине толстопузому! — Сказали братья Губины, Иван и Митродор. Старик Пахом потужился И молвил, в землю глядючи: Вельможному боярину, Министру государеву, А Пров сказал: царю,

Поэма осталась незаконченной, хотя вряд ли эпопея вообще может быть закончена. Она в принципе бесконечна, так как ее тема — изображение национального характера — неисчерпаема. Но крестьяне-путешественники все-таки побеседовали по душам и с помещиком Оболтом-Оболдуевым, и с попом, встретились с «вельможным боярином» князем Утятиным.

В рассказе о Ермиле Гирине действует купец Алтынников и подьячие на торгах, где продавалась мельница. Чиновники-взяточники появляются в жизни Матрены Тимофеевны, когда расследуют дело о смерти ее сына Демушки. В-третьих, эпопея нового времени содержит глубокие философские раздумья о судьбах мира, а рядом — интимные переживания отдельной личности. Идеей поэмы Некрасова является рассуждение о человеческом счастье и представление счастливого человека.

Свое понимание счастья высказывает каждый собеседник странников и на примере собственной жизни доказывает, что у него-то счастья нет. Такое решение проблемы счастья в поэме соответствовало первоначальному замыслу автора — показать, что отмена крепостного права была проведена так неудачно, что ни одно сословие не получило выгод в результате реформы. Однако в течение многолетней работы первоначальный замысел Некрасова изменился: на первое место в поэме вышли проблемы народной жизни и образы крестьян, то есть в окончательном виде «Кому на Руси жить хорошо» стала произведением о судьбе народа — народной эпопеей.

Бесспорно, главное место в поэме уделено образам людей из народа, изображению народной жизни во всем ее многообразии. Крестьяне описываются несколькими штрихами и подробно, в массе и как отдельные личности, мужчины и женщины, молодые и старые. В произведении представлены крестьяне с высоким человеческим достоинством, крестьяне-холопы, крестьяне-мудрецы и никчемные лодыри, а также дворовые крепостные и крестьяне-хлеборобы. Главная идея произведения на протяжении почти всей поэмы толкуется с крестьянской точки зрения. У мужиков-странников есть свое представление о счастливом человеке.

Счастье они понимают серьезно, поэтому смеются над старухой из главы «Счастливые», которая счастлива тем, что у нее уродилась хорошая репа, или над холопом с «благородной болезнью».

Счастливый, по понятиям мужиков, не должен быть слишком богатым, но, конечно, и не должен бедствовать; у него крепкое здоровье, умная и работящая жена, здоровые и толковые дети. Этого от всего сердца желает Грише Добросклонову его крестный — староста Влас: Дай бог тебе и серебра, И золотца, дай умную, Здоровую жену. Кроме того, счастливому человеку необходима чистая совесть. Именно поэтому в «кандидаты на счастье», по мнению мужиков, не проходит Ермил Гирин.

В конце концов странники встретили счастливого — Гришу Добросклонова. Для юноши счастье — это не столько сытая и спокойная, сколько содержательная, пусть даже короткая жизнь, посвященная высокой цели. На пожелание Власа Гриша отвечает: Не надо мне ни серебра, Ни золота, а дай господь, Чтоб землякам моим И каждому крестьянину Жилось вольготно-весело На всей святой Руси! Крестьянское понимание счастья, которое укладывается в формулу «покой, богатство, честь», в поэме заменяется народническим.

Вопрос о том, «кому живется весело, вольготно на Руси», ставится уже не для отдельного человека, а как вопрос о всенародном счастье: честный человек не может быть спокоен и счастлив, если видит рядом с собой нищету народа, несправедливые общественные порядки. Народ и его жизнь в «Кому на Руси жить хорошо» изображается как бы изнутри. Такая точка зрения характерна для фольклора, когда образ автора-рассказчика практически исчезает, уступая место рассказчика и наблюдателя самому народу. Вся европейская и русская культура нового времени стремилась утвердить неповторимость и ценность отдельной личности как автора, так и героя. Некрасов в своей поэме сделал наоборот: отказался от субъективности авторского художественного восприятия и, благодаря такому самоустранению, создал народную эпопею в прямом смысле слова, аналогичную фольклорному произведению.

Итак, поэму Некрасова можно назвать «энциклопедией народной жизни». Народность этого произведения заключается в том, что основное внимание автор уделяет изображению крестьянства, как его отдельных представителей, так и крестьянского мира в целом. В поэме выражается народный взгляд и оценка различных жизненных ситуаций.

Главная проблема поэмы — рассуждение о счастье — решается также в народном духе, потому что народнический взгляд является продолжением крестьянской точки зрения на эту проблему.

По жанру»Кому на Руси жить хорошо»является народной поэмой-эпопеей, так как в ней говорится о самых основополагающих проблемах бытия всей нации. Некрасов дал широчайшую картину жизни пореформенной России, в одном произведении сумел совместить изображение недавнего крепостнического прошлого и современности, описать отдельных представителей всех классов и сословий русского общества, соединить размышления о «вечных» философских вопросах и переживания конкретной личности. В поэме автор проявил себя как выдающийся художник-мыслитель и патриот.

Образ Гриши Добросклонова и его песни придают оптимистическое звучание всему произведению.




Поэма «Кому на Руси жить хорошо» как народная эпопея