Поэма «Паноптикум» Арагона: гимн победе

Поэма «Паноптикум» — переходное произведение от трагических сборников к стихам о борьбе, о сопротивлении. «В четвертое лето нашего Апокалипсиса на горизонте свет возник» — остается позади ужасное время, когда господствовала ночь, а раненое сердце поэта исторгало жалобы и плачи. Еще властвуют палачи, но из образа ранее безраздельной, нерасчлененной ночной тьмы теперь выделились конкретные лики врагов. Враги стали экспонатами Паноптикума, музея, где выставлены для обозрения восковые изображения безобразных уникумов — враг

скорее смешон, чем страшен.

Арагон создает сатирические портреты гитлеровских палачей и их угодливых приспешников, возрождая традицию французской сатирической поэзии.

Рядом с иронической интонацией, с карикатурными образами — в поэме ритмы могучего наступательного порыва. Словно прижимает к стене всю нечисть грозная поступь александрийского стиха первой части поэмы, чеканных и резких двустиший приговора, возвещающего об обреченности жалких призраков, выявляющего гнев поэта, гнев Франции. Еще сильнее финал, седьмая часть поэмы. Вновь меняется интонация. Заключительные картины создают образы страны,

опустошенной чумой.

Особая сила этой части в том, что она написана свидетелем, написана от имени человека, который видит все ужасы и с болью, сдержанно, сурово рассказывает — как летописец, который торопится поведать о том, что довелось ему пережить,- о страданиях терзаемой палачами Франции. Но над всеми муками поднимаются слова: «Я славлю Францию мою». Они повторяются настойчиво, как клятва, как акт мужества, акт слияния поэта с отчизной.

Героическое сопротивление отразил сборник созданных в 1943- 1944 годах стихов «Французская заря». Сборник проникнут духом подполья, в котором создавалось и распространялось это произведение. Гнев — основной мотив всего сборника, как и поэмы «Паноптикум». Но уже не только гнев. Распрямляется, встает во весь рост человек в стихотворении «Прелюдия к французской заре», открывающем сборник.

В этом поэтическом введении — темы предшествовавших поэтических произведений Арагона. Здесь, как в первых сборниках, «человек оскорбленный, обманутый, скорбный, усталый». Но тут торжествует новая тема: «великая сила народа теперь — словно мощный поток».

Этот поток захватывает поэта.

Поэт, лирический герой стихотворений,- активный участник изображаемых событий, трибун, поднимающий народ на борьбу. Арагон пишет «Романс о сорока тысячах», «Песню франтирера», «Французскую песню», «Французский марш», «Песню Страсбургского университета», «Славу» и др. Возникает образ разгневанной, поднимающейся на борьбу Франции, ее отважного народа.

В сборнике «Французская заря» реже, чем в прежних сборниках, встречаются исторические экскурсы. Но и само обращение к прошлому теперь свидетельствует об изменении настроений, об углублении реализма: это прошлое прежде всего — славная революционная традиция французского народа. Неоднократно возникает тема революции XVIII века, мотив «Марсельезы». Арагон напоминает о Вальми и других событиях, само упоминание о которых должно вызывать у французов чувство гордости и мужества.

Уже не только герои из прошлого воссоздаются Арагоном — в его поэзии возникает образ современного героя-патриота.




Поэма «Паноптикум» Арагона: гимн победе