Поэтические образы В. А. Жуковского
Василий Андреевич Жуковский — колоссальная фигура в мире литературы XIX века. Он сильно повлиял на развитие таланта юного поэта Пушкина. Известно, что Жуковский подарил молодому человеку свой портрет, который был подписан следующим образом: «Победителю-ученику от побежденного учителя».
Как раз в этот день будущий литературный гений закончил свою поэму «Руслан и Людмила». Кстати, подарок Пушкин брал с собой во все путешествия и ссылки. Жуковский, изображенный на бумаге, сопровождал своего ученика всю жизнь.
В последние дни
Огромный вклад Жуковский внес в сферу переводной литературы. Если бы не он, русский читатель не скоро познакомился бы с произведениями зарубежных классиков: «Одиссеей» Гомера, балладами Гете, Шиллера, Вальтера Скотта.
Но все же главной заслугой Василия Андреевича Жуковского была его поэзия, наполненная загадочностью и мелодичностью. У него было собственное
Встречал в подлунной стороне, И Вдохновение слетало С небес, незваное, ко мне;На все земное наводило Животворящий луч оно — И для меня в то время было Жизнь и Поэзия одно.
Читая поэзию Жуковского, невольно уносишься мыслями в какую-то волшебную страну. Образ лирического героя четко не нарисован. Можно лишь догадываться, каков его характер.
Я думаю, что герой Жуковского печален и задумчив. Его рассказ плавный, неторопливый, лишенный динамичности. Поэзию Жуковского можно сравнить с колыбельной песней.
Элегия «Вечер» — одно из самых знаменитых стихотворных произведений поэта. Жуковский создает образ тихих, спокойных сумерек:
Уж вечер… облаков померкнули края, Последний луч зари на башнях умирает; Последняя в реке блестящая струя С потухшим небом угасает. Все тихо: рощи спят; в окрестности покой…
Безупречны поэтические образы автора, но главное в лирике Жуковского — это настроение. Лирический герой находится в состоянии легкой грусти, задумчивости и усталости от внешней суеты, нет ни единого переживания, его душа абсолютно спокойна. Вся природа погружена в состояние безмолвного успокоения. Его образы мягкие и нежные :
Ночь молчаливая мирно Пошла по дороге эфирной…
Далее идет обращение лирического героя к звезде:
Сойди, о небесная, к нам С волшебным твоим покрывалом, С целебным забвеньем фиалом. Дай мира усталым сердцам. Своим миротворным явленьем, Своим усыпительным пеньем Томимую душу тоской, Как матерь дитя, успокоит.
Образ моря в изображении Жуковского уникален. Как правило, морская вода — это символ бунта, свободы, она бурлит, волна настигает волну. По мнению автора, море — это душа Земли. Оно переменчиво, подобно человеку:
Ты чисто в присутствии чистом его:Ты льешься его светозарной лазурью, Вечерним и утренним светом горишь, ,Ласкаешь его облака золотые И радостно блещешь звездами его. Когда же сбираются темные тучи, Чтоб ясное небо отнять у тебя — Ты бьешься, ты воешь, ты волны подъемлешь, Ты рвешь и терзаешь враждебную мглу…
Поэтические тексты Жуковского наполнены красочными эпитетами и олицетворениями. К явлениям природы он обращается, как к живым существам. Например, в элегии «Море» он использует слова «ласкаешь», «воешь», «рвешь», «терзаешь» и т. д.
Вполне возможно, что на написание элегии Жуковского вдохновили какие-то личные переживания, такие же сильные, как непостоянная стихия. Очевидно только то, что в момент сочинения стихов его душа была чем-то сильно взволнована.
Еще одно превосходное творение Жуковского — «Царскосельский лебедь». Поэт восхищается увиденной картиной природы. В стихотворении важно не только описание лебедей, но и восхитительные пейзажные зарисовки. Образы так и всплывают перед глазами:
Лебеди младые…Длинной вереницей, белым флотом стройноПлавают в сиянье солнца по спокойной Озера лазури; ночью ж меж звездами В небе, повторенном тихими водами, Облаком перловым, вод не зыбля, реют;Иль двойною тенью, дремля, в них белеют;А когда гуляет месяц меж звездами, Влагу расшибая сильными крылами, В блеске волн, зажженных месячным сиянием, Окружены брызгов огненным сверканьем, Кажутся волшебных призраков явленьем — Пламя молодое, полное кипеньяЖизни своевольной.
Поэт обращает внимание и на старого лебедя:
Спутников давнишних, прежней современных Жизни, переживши, сетуя глубоко, Их ты понимаешь думой одинокой!
Жуковский безумно сильно скучает по России. Он тяжело переживает потерю близких друзей и безграничность своего одиночества. Последние годы жизни поэт провел вдали от родных мест и дорогих сердцу людей, поэтому «лебедь благородный дней Екатерины» — это обломок прошлого, приятное воспоминание. Но вместе с тем умирающий лебедь является символом скорбящей души самого Жуковского.
Многие поэты предвидят свою кончину. «Царскосельский лебедь» — одно из таких произведений-реквиемов.
Поэтический талант Жуковского проявляется не в умении рифмовать и выдерживать ритм, а прежде всего в самом настроении произведения. Например, в стихотворении «Невыразимое» не уделяется внимание поэтической форме текста. Поэт смотрит гораздо глубже:
Что видимо очам — сей пламень облаков, По небу тихому летящих, Сие дрожанье вод блестящих, Сии картины берегов В пожаре пышного заката — Сии столь яркие черты — Легко их ловит мысль крылата, И есть слова для их блестящей красоты…
Жуковский задает своему читателю вопрос, не требующий ответа: «Невыразимое подвластно ль выраженью?» Изображение природы в его понимании уникально. Он всегда оставляет что-то недосказанным, чтобы человек сам мог решить для себя, каким будет окончание мысли, соответствующее его настроению. Пушкин писал, что его учитель писал «для друзей таланта строгих».
Действительно, Жуковский не старался вынести свои мысли в массы. Ему важнее было признание понимающих людей.
Поэтические образы В. А. Жуковского