«Поэтическое искусство» французского символиста Поля Верлена
Свои взгляды на поэзию Верлен изложил в стихотворении начала 70-х годов «Поэтическое искусство», где музыкальность стиха противостоит определенности содержания. Верлен советовал обращаться к непонятным образам и отдавать предпочтение нюансам, полутонам, а не резким тонам. И хотя Верлен имел в виду легкую неточность воображения, такой принцип открывал путь алогизму.
Сам Верлен не предоставлял своему стиху значения программного манифеста, как позднее восприняли его поэты-символисты. «Нельзя же понимать «Поэтическое искусство»
Новая поэтика Верлена предопределяется совсем новым типом поэтического мышления. Поэт усиливает ритмико-интонационное единство стиха, при этом ослабляя логичность и связанность поэтического текста. Главное для него — единство впечатления от стиха.
Такой подход обусловливался стремлением создать новый универсальный поэтический язык.
Поэзия Верлена заостряет наиболее печальные чувства. Поэт передает тонкие оттенки и глубокие разногласия душевных порывов. Звучит «Осенняя песня»,
Так же печалью проникнуто стихотворение «Так тихо сердце плачет», расположению духа печали лирического героя отвечает природа, верная спутница произведений автора. Она не оставляет его и во время «Сентиментальной прогулки», когда Верлен блуждает в одиночестве, сопровождая свою печаль. Белая водяная лилия грустит на озере, загадочность авторской грусти подчеркивает туман. Прозрачным намеком на несчастливую судьбу влюбленных становится любование лирического героя дикими утками, которые зовут друг друга.
И в то же время все стихает, проваливаясь во тьму ночи. Ночь дает временный перерыв герою, оставляя в покое, дает отдых от печальных мыслей, от вздохов, от страданий. Природа и человек являются одним целым, одной душой, одной песней, а какой она будет — решать человеку, — таким является кредо французского романтика Поля Верлена.
«Поэтическое искусство» французского символиста Поля Верлена