«Поэтика» и «Риторика» Ф. Прокоповича

«Поэтика» и «Риторика» Ф. Прокоповича на целый XVIII век определили направление движения литературно-теоретической мысли в России, хотя в это время были попытки и других научных работников показать свое виденье теоретических проблем. Не все они были удачными. Как свидетельствует Л. Билецкий, неудачной оказалась поэтика 1707 года Лаврентия Горки, которая «трактует вопрос поэтики лишь в общих чертах».

Слишком короткой была поэтика 1718-1719 годов, хотя «в этой в первый раз встречаем пробу характеристики украинского силлабического

стихотворения, правда, как дополнение». В 20-30-х годах XVIII века были написаны еще несколько стихов. Один из них Митрофана Слотвинского, полностью повторила труд Ф. Прокопиевича.

Более удачная попытка принадлежит Митрофану Довгалевскому, который вошел в украинскую литературу как автор школьных драм и интермедий. Его курс поэтики «Сад поэтический» является специфическим сводом сведений о давней нашей литературе, утверждением стиля барокко в ней. И хотя барокко, начиная с середины XVII века и почти до конца XVIII века, определяло творческую индивидуальность многих украинских писателей, теоретических трудов, явно

недоставало. Поэтому труд М. Довгалевского выгодно виделялся от другой поэтики XVIII века.

Существенно новым в ней было и то, что автор делал ссылку не только на античные и западноевропейские источники, но и на произведения национальной литературы, в частности своего предшественника Ф. Прокопиевича.

В произведениях украинских авторов М. Довгалевский заметил «фантасмагорические» стихотворения, которые являются приделом барочной литературы. Правда, известный литературовед современности Г. Грабович негативно в сравнении с поэтикой Ф. Прокоповича оценивает труд М. Довгалевского: «Трактат Довгалевского «Hortus poeiicus» иллюстрирует в то же время и традиционализм, и статичность нашей литературы и литературной теории этого периода». Почти одновременно создается поэтика Гедеона Слонимского и Георгия Кониского, от которых появились разновидности силлабической системы стихосложения, распространенной тогда в нашей литературе, шла речь также о тяготении ее к тонической системе версификации.

Украинская поэтика XVII-XVIII веков, продолжая отечественную теоретико-литературоведческую традицию, в то же время широко опирались на античные знания о литературе, достижения западноевропейского эстетичного мнения времени Возрождения но Нового времени. Невзирая на определены схоластические элементы в трактовке отдельных вопросов, они играли важную позитивную роль в процессе становления отечественной теории литературы. Как отмечал Л. Билецкий, «это первая была действительно научная теория, которая перевела детальную классификацию поэтических произведений, выяснила внутреннюю и внешнюю природу каждого произведения, определила для каждого определенное место среди других, и этими принципами, правда, с определенными поправками, основанными уже на историческом подходе, наша наука пользуется и до настоящих времен…».

Украинская неоклассическая школа содействовала и развитию российского литературоведения.

Ведь немало профессоров Киево-могилянской академии, переехали в Санкт-Петербург, Москву, другие большие города, и выкладывая там, развивали русскую науку и литературу.

Важную роль в формировании критической мысли в России сыграл Григорий Сковорода, который утвердил гуманистические просветительские принципы в творчестве, решительно противился слепому подражанию лучшим образцам античной и западноевропейской литературы, ориентировал художников на сознательное и творческое усвоение украинских традиций, активное внедрение народных элементов в художественном творчестве. Интересными были также эстетичные взгляды О. Палицина, руководителя так называемой «Поповской академии», едва ли не первого литературного кружка в России. Ему принадлежат попытки создания научных комментариев к «Слову о полку Игореве», в которых он использовал отечественные летописи, этнографические и фольклорные материалы.




«Поэтика» и «Риторика» Ф. Прокоповича