Политика социал-демократов в области культуры. Литература и литературная борьба в первой половине XX века
Борьба различных направлений внутри рабочего движения, обусловленная наступлением империализма, имела свои последствия для искусства и культурной политики. Немецкая социал-демократия претендовала на роль «культурно-политической партии», видевшей свои задачи не только в отстаивании социально-политических интересов пролетариата, но и в защите его прав на знания, образование, культуру.
«Знание — сила, сила — знание» — таким был один из ее популярных лозунгов. После обстоятельной дискуссии о натурализме, состоявшейся
Но какое искусство? Мнения по этому вопросу разошлись. Отмена Исключительного закона против социалистов давала новые возможности для работы в области культуры; одной из исторических заслуг немецкой социал-демократии явилась активная поддержка многочисленных местных самодеятельных организаций кружкового типа и создание достаточно широкого культурного
Развитие книготорговли
В 1700 году на 31 000 жителей приходился 1 книжный магазин В 1900 году на 31 000 жителей приходилось 4,4 книжных магазина
Развитие книгооборота
В 1700 году на 14 жителей приходилась 1 книга В 1900 году на 14 жителей приходилось 28 книг.
Появилось большое количество рабочих хоров, объединившихся в 1908 году в Немецкий рабочий певческий союз. Во многих городах возникли самодеятельные рабочие театры; целый ряд социал-демократических или близких к партии типографий печатал для них тексты пьес. Партийное издательство «Форвертс» выпускало еженедельник «В часы досуга» по цене десять пфеннигов; в еженедельнике печатались рассказы и романы с социальной и политической тематикой, чтобы «публикацией хороших романов воспрепятствовать распространению среди рабочих так называемой бульварной литературы» 7. По инициативе президиума СДПГ были изданы поэтические антологии «Книга свободы» , «Снизу вверх» и др. Эти антологии ставили своей целью укрепление исторического самосознания пролетариата путем ознакомления его с поэзией прошлого и настоящего, а также с поэзией других народов; конечно, слово в этих изданиях предоставлялось не только социалистическим поэтам, но и авторам с весьма расплывчатыми представлениями о свободе и прогрессе.
Популярные сатирические журналы «Правдивый Якоб» и «Южнонемецкий вестник» выполняли актуальные задачи по распространению социалистической литературы и искусства. Даже теоретический орган СДПГ «Нойе цайт», не говоря уж о женском журнале «Гляйххайт», который с 1892 года возглавила Клара Цеткин, регулярно публиковали литературные произведения, а также статьи по вопросам эстетики и рецензии на произведения современной социалистической литературы.
На страницах этих журналов развернулась дискуссия социал-демократов по проблемам культурной политики. Она показала, что СДПГ не располагала в данной области единой концепцией, отвечающей требованиям своего времени. Это вело к тому, что благоприятным историческим возможностям не соответствовал скорее ослабевающий творческий потенциал социалистической литературы.
Ревизионисты вообще отрицали самостоятельное значение социалистической литературы. В противовес им пролетарский поэт Отто Крилле требовал в своей статье «Проблема искусства и праздники трудящихся» проведения социалистической политики в области народного образования, которая ставила бы своей целью «давать народу из сокровищницы поэзии, в том числе и современной, лишь то, что соответствует его мировоззрению…» В 1910 году голландский писатель Герман Хейерманс стал инициатором затяжной дискуссии, вновь выступив в защиту независимого от буржуазной литературы социалистического «тенденциозного искусства», начало которому было положено произведениями Максима Горького «Мать» и Мартина Андерсена-Нексе «Пелле-завоеватель». Хотя некоторые из положений, выдвинутых Хейрмансом, были весьма уязвимы, егоподдержала Клара Цеткин ; других сторонников у Хейерман>са почти не оказалось. Его упрекали в стремлении создать «эстетику мозолистых рук» и уравнять искусство с политикой, против чего выступал, в частности, Франц Меринг.
Франц Меринг был наиболее компетентной фигурой в вопросах литературы среди лидеров СДПГ, из которых особым интересом к искусству выделялись прежде всего Ю. Мархлевский, К. Цеткин и Р. Люксембург.
Меринг пришел к социал-демократам из буржуазно-демократической оппозиции, став впоследствии представителем революционного крыла СДПГ; в годы первой мировой войны он явился одним из создателей «Союза Спартака» и в 1919 году одним из основателей Коммунистической партии Германии. Он внес значительный вклад в развитие марксистской исторической науки, ему выпала честь стать первым издателем творческого наследия Маркса; наряду с Плехановым и Лафаргом он был одним из родоначальников марксистского литературоведения. Будучи редактором отдела культуры в теоретическом органе СДПГ «Нойе цайт» и издателем ежемесячного журнала «Ди Фолькс-бюне», Меринг написал большое количество работ по истории литературы, множество театральных и литературных рецензий. В своих главных произведениях «Легенда о Лессинге» и «Шиллер» он открывал для рабочего класса прежде всего классическое наследие буржуазной литературы от Лессинга до Гейне.
Он поддерживал и современных социал-демократических авторов, таких, как Р. Швейхель, О. Крилле, Лу Мэртен, К. Мюллер-Янке. В то же время он разделял весьма распространенное мнение, согласно которому появления значительных произведений социалистического искусства можно ожидать лишь после «экономической и политической победы пролетариата», в период же освободительной борьбы рабочего класса искусство, по его мнению, «не будет оказывать значительного влияния» 8.
Политика социал-демократов в области культуры. Литература и литературная борьба в первой половине XX века