Вариант 1 Он, не, посадил, старика, на, осла. — Составьте из этих слов столько предложений русского языка, сколько возможно, если менять только порядок слов, не меняя формы. Например, Можно : «Он не осла посадил на старика» . Нельзя : «Он старика посадил на осла не» . Нельзя : «Он не посадит осла на старика» . Вариант 2 Возьмите любой текст и определите, где прямой, а где обратный порядок слов. Зачетная работа Вариант 1 Исправьте ошибки; подчеркните члены предложения. 1. Образ Татьяны наиболее близок автору, которая, по его мнению, является идеалом русской женщины. 2. Но однажды Галя понимает, что ее художник не любит.
3. Татьяна молода и наивна, воспитанная на романах. 4. Раскольников пролил кровь и за что должен расплачиваться. 5. Он даже обретает веру среди природы, которую потерял среди людей. 6. Перед нами пример людей того времени высшего света. 7. Атлантида — давно погибшая цивилизация из-за гордыни.
Вариант 2 Исправьте ошибки; подчеркните члены предложения. 1. Полковнику Толю Кутузов почти всецело доверил и выбор позиции, и боевое на ней расположение войск. 2. Конкретное используется же реже. 3. Он вселил надежду в Актера излечиться от пьянства.
4. От дам в странной зависимости находятся мужчины. 5. А про Америку они ничего не знали, которая и находилась на западе. 6. После зачистки подкурганной площадки на уровне материка выявились многочисленные норы грызунов аморфных очертаний.
7. Нигилизм дает возможность почувствовать Базарову свою значимость.
Дайджест:
- Управление и согласование. Зачетные работыЗадание: Исправьте ошибки в управлении, запишите исправленные варианты. Подчеркните члены предложения. Определите, чем они выражены. Вариант 1 1. Этих двух человек свела судьба. 2. Фамусов предлагает Чацкому свататься на Софье. 3. Для этого общества человек должен ублажать другим ради достижения целей. 4. Участники крестового похода были уверены, что идут освобождать святыню у мусульманских народов, населяющих ... Читать далее...
- Канцеляризмы и наукообразная речь. Зачетные работыЗадание: Исправьте ошибки; устно объясните свои исправления. Вариант 1 1. Левша был достаточно добрый и мудрый человек. 2. Его разговор с Юлей явился ей оскорблением. 3. Вся жизнь Собакевича пронизана неуклюжестью и грубостью. 4. В христианском вероисповедании есть такое обстоятельство, как посещение церкви и замаливание грехов. 5. Соня является чистотой, милостью, а Раскольников напротив. 6. ... Читать далее...
- Причастия. Самостоятельные работыЗадание 1: От данных глаголов образуйте все возможные причастия. Получившиеся причастия разберите по составу и укажите морфологические признаки. С одним из получившихся причастий составьте предложение с причастным оборотом, относящимся к дополнению. Вариант 1 : Мочь, сделать, бить, обняться, разглядеть. Вариант 2 : Выкрасить, вернуться, развернуть, заколотить, видеть. Задание 2: Исправьте ошибки в употреблении причастий; исправленные ... Читать далее...
- Отглагольные существительные. Самостоятельные работыЗадание: Исправьте ошибки в употреблении отглагольных имен существительных. Вариант 1 1. Еще он являлся критиком, чье анализирование было всегда точно и тонко. 2. Отец и сын — это разные люди, не способные на полное взаимоотношение и взаимопонимание. 3. У каждого свои вкусы и усмотрения на жизнь. 4. У героев рассказа было разочарование в жизни. 5. ... Читать далее...
- Местоимения. Самостоятельные работыЗадание для самостоятельной работы : Исправьте ошибки в употреблении местоимений; укажите разряды местоимений. Вариант 1 1. Он дружит то с другим, то с этим. 2. Доказывает нам это его монолог, в котором он осознал то, в чем слабость человека. 3. Оба эти стихотворения схожи тем, что они оба ищут свой родной дом. 4. Решил он ... Читать далее...
- Плеоназм. Самостоятельные работыЗадание 1: Перефразируйте данные предложения, чтобы избежать плеоназма в выделенных фрагментах. Вариант 1 1. Троекуров имел большую Территорию земли. 2. Желтков испытывает очень нежные, Страстные чувства к Вере. 3. На воле Мцыри Чувствовал себя свободным. 4. В руке у него Маленькая иголочка. 5. Каждый алмаз По-своему уникален. 6. Они держали свои Тайны в секрете. 7. ... Читать далее...
- Соблюдайте чистоту и порядокНе так давно я оказался виновным в нарушении порядка в доме. Разбросал все в своей комнате, не убрал постель… Да и что там говорить, мои личные вещи тоже оказались не в том порядке, который обычно бывал по просьбе мамы. Эх, как я об этом жалею! Просто потому, что мама раньше настоятельно просила меня соблюдать чистоту ... Читать далее...
- Раскрыть смысл высказывания Пешковского: При «обратном» порядке слов член предложенияВ русском языке отсутствует фиксированный порядок слов, как, это например, свойственно английскому. Расставлять слова мы можем по-разному, соответственно, если фраза звучит понятно, то в ней отсутствует ошибка. Хотя злоупотребление инверсией тоже не приветствуется, так как предложение с переставленными в нем словами понять трудно. По этой причине писателями используется «обратный» порядок слов в качестве способа выразительности: ... Читать далее...
- Старославянизмы и «возвышенная» лексика. Самостоятельные работыЗадание: Укажите разговорные и просторечные слова. Исправьте стилистические ошибки. Вариант 1 1. Митраша был упертым и не слушал старшую сестру. 2. Чичиков умен, — ведь смог же додуматься, как можно жить припеваючи за счет государства, которое он попросту дурит. 3. Наплевав на чувства бедной девушки, он решил стать любовником графини. 4. Андрей Соколов после госпиталя ... Читать далее...
- Ошибки в употреблении заимствованных словСмысл недавних заимствований для большинства людей весьма расплывчат. Однако обыкновенные носители языка считают заимствования, особенно недавние, модными, а уже потому стараются их употреблять в своей речи. Для многих, кроме того, употребление недавно вошедших в язык иностранных слов есть атрибут «современности», что порождает уверенность в необходимости употребления нового слова. Поэтому, кстати, в молодежном жаргоне всегда так ... Читать далее...
- Деепричастия. Самостоятельные работыЗадание: Исправьте ошибки в употреблении деепричастий; исправленные варианты запишите; деепричастия из получившихся предложений разберите по составу и укажите их морфологические признаки. Вариант 1 1 Увидев его, Тома осенила великолепная мысль. 2 Прочитав по школьной программе литературу XIX века, мне очень понравился роман «Отцы и дети». 3. Лариса не любила своего жениха, сбежав с другим, Паратов ... Читать далее...
- Цитаты. Самостоятельные работыЗадание 1. Ниже помещено начало выпускного сочинения, в котором автор перестарался, подбирая яркие выражения и крылатые слова: В минуты горя и печали я беру томик стихотворений Блока и читаю, читаю С чувством, с толком, с расстановкой. И порой мне кажется, что меня хлебом не корми, а дай только почитать его стихотворения. И если бы передо ... Читать далее...
- Глагольные формы. Самостоятельные работыЗадания для самостоятельной работы Задание: Определите и письменно укажите, какая именно ошибка допущена. Исправьте ошибку. Исправленный вариант запишите. Укажите форму глагола в исправленном варианте. Вариант 1 1. Пьер много раз разочаровался. 2. Он расхотел стать солдатом. 3. Одно дерево вырвалось с корнем из земли и упало. 4. Песни Бояна слушались очень внимательно. 5. Смертная казнь ... Читать далее...
- Типы односоставных предложенийПредложения в русском языке делятся на двусоставные и односоставные по количеству основ: Односоставные, те предложения, где один главный член: Смеркалось. Двусоставное предложение, то, в котором два главных члена предложения: Зима холодная. Типы односоставных предложений Назывные. Предложение с главным членом подлежащим: Улица, фонарь, аптека. Предложения с главным членом сказуемым: Определенно — личные — сказуемое выражено глаголом ... Читать далее...
- Паронимы. Зачетная работаЭтап 1. Прочитайте предложения с ошибками в употреблении паронимов. В скобках после предложений даны правильные слова в нужной форме. Письменно объясните разницу в значениях паронимов. Вариант 1 1. Ребята знают об опасности, которая предостерегает Гену. 2. Он продолжал работать, не давая себе отчета в том, что делает. 3. Они закостенели в своем невежестве. Вариант 2 ... Читать далее...
- Зачем нужны запятыеЯ считаю, что запятые, как и другие знаки препинания, выполняют важную роль в письменной речи. Они помогают понять структуру предложения, а значит, смысл написанного. Запятые могут отделять части сложного предложения или однородные члены друг от друга, а могут выделять обособленные члены или слова, грамматически не связанные с предложением. Так, например, в предложении: «…..» — запятые ... Читать далее...
- Сколько слов в русском языке?Богатство языка выражается прежде всего в запасе слов, или, как говорят языковеды, в богатстве лексики. Сколько слов в нашем языке? На этот вопрос ответить очень трудно. Например, в однотомном «Словаре русского языка» С. И. Ожегова, в который включены только самые употребительные слова, 57 тыс. слов. В большом семнадцатитомном академическом словаре более 100 тыс. слов. Но ... Читать далее...
- Зачем нужны пунктуационные знаки конца предложения?Я считаю, что на письме без знаков конца предложения обойтись невозможно. В конце предложения ставится точка, восклицательный или вопросительный знаки, многоточие. Эти знаки препинания обозначают границу предложения. Следовательно, они разделяют предложения в тексте, помогая точно понимать написанное. Наличие знаков завершения в конце предложений помогает автору передать повествовательную, вопросительную и восклицательную интонации, душевное состояние героев. Стоит ... Читать далее...
- Синтаксический разбор простого предложения — Основные понятия синтаксиса, СинтаксисСинтаксический разбор простого предложения Синтаксический разбор простого предложения Чтобы выполнить синтаксический разбор простого предложения, необходимо: 1. Назвать вид предложения по цели высказывания. 2. Если предложение восклицательное, отметить это. 3. Найти и подчеркнуть грамматическую основу предложения и показать, что оно простое. 4. Рассказать о строении предложения: — двусоставное или односоставное; если односоставное — какого типа ; ... Читать далее...
- Раскрыть смысл высказывания Шамфора Автор идет от мысли к словам а читатель от слов к мыслиНапишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания французского писателя Н. Шамфора: «Автор идет от мысли к словам, а читатель — от слов к мысли». Я не могу не согласиться с точным высказыванием известнейшего французского писателя Н. Шамфора о том, что автор следует от конкретной мысли к словам, а читателю приходится от слов идти к мысли. Действительно, автор ... Читать далее...
- Многословие. Самостоятельные работыЗадание 1. Устраните многословие. Вариант 1 1. Кутузов и Наполеон — два великих полководца, но их судьба разная. 2. Толстой считал, что война в романе противоестественна. 3. Кутузов и Наполеон — два разных человека, как два полюса, отрицательный и положительный. 4. Оба высказывают свои мысли в достаточно ироничной форме. 5. Если разобраться в этой повести, ... Читать далее...
- Сочинение-рассуждение ОГЭ о языке по высказыванию «Чтобы владеть языком, нужно знать не только большое количество слов»«Чтобы владеть языком, нужно знать не только большое количество слов, но и правила образования их форм, а также законы соединения слов и предложений в речи» Арсенал языковедческой науки к услугам современного человека, который хотел бы творчески строить фразы в собственной речи. Как устной, так и письменной, я имею в виду. Знание большого количества слов какого-либо ... Читать далее...
- Знаки препинания при однородных членах предложенияЗапятая ставится между однородными членами предложения, если они не соединены союзами, а только интонационно: Я купил мол Око, Хлеб, Масло. Запятая ставится, если однородные члены предложения соединены неповторяющимися противительными союзами: Работал не на кульмане, а в автокаде. Запятая не ставится, если однородные члены предложения соединены неповторяющимися соединительными или разделительными союзами: Мы сравнили Пушкина и Лермонтова. ... Читать далее...
- Союз — служебная часть речиСоюз — служебная часть речи, которая связывает члены предложения в составе сложного.: В душе моей, Как В океане, Надежд разбитых груз лежит. Общее грамматическое значение Союзов — обозначение сочинительной и подчинительной связи между словами и предложениями. Синтаксические функции: союзы не входят в состав членов предложения По строению союзы бывают Простые и составные. Простые Состоят из ... Читать далее...
- Типы лексических значений слов в русском языкеСопоставление различных слов и их значений позволяет выделить несколько типов лексических значений слов в русском языке. По способу номинации выделяются прямые и переносные значения слов. Прямое значение слова — это такое значение, которое непосредственно соотносится с явлениями объективной действительности. Например, слова стол, черный, кипеть имеют следующие основные значения соответственно: 1. «Предмет мебели в виде широкой ... Читать далее...
- Анализ стихотворения Ахматовой «Нам свежесть слов и чувства простоту…»Тема назначения поэта и поэзии появляется уже в ранней лирике Ахматовой. Среди стихотворений, в которых она затронута, — «Нам свежесть слов и чувства простоту…». В произведении, написанном в 1915 году, мотив творчества рассматривается с опорой на пушкинские традиции. Анна Андреевна всегда с большим вниманием относилась к наследию Александра Сергеевича. Примерно с 1920-х годов поэтесса занялась ... Читать далее...
- Основные средства создания текстаПредложения в составе текста соединяются по особам законам, воплощая правила развертывания мысли. Основные средства создания смысловой и грамматической цельности текста : единая тема, способ сцепления предложений, характер синтаксических конструкций, порядок слов, ударение, тематическая лексика, повтор слов, однокоренные слова, местоимения, союзы. Тема. Общая тема может объединять ряд мелких подтем. Именно тема обуславливает некоторые синтаксические особенности текста. ... Читать далее...
- Неударяемые гласные в корнях слов — Правописание гласных, ОрфографияНеударяемые гласные в корнях слов § 13. Следует различать гласные а и о в корнях зар — зор-, рас — рос -, равн — ровн-, гар — гор-, плав — плов-: Корень зар — пишется в словах заря, зарница, озарять и во всех образованных от них словах ; корень зор — пишется под ударением в ... Читать далее...
- Белинский и его работы по украинской литературеБелинский, как и многие его современники, принадлежащие к прогрессивному лагерю, был увлечен героической борьбой украинского народа за свое освобождение, его прекрасными душевными качествами. «Малороссияне,- писал он,- одарены неподражаемым юмором; в жизни их простого народа-так много человеческого, благородного. Тут имеют место все чувства, которыми высока натура человеческая». Белинский имел возможность близко познакомиться с Украиной во время ... Читать далее...
- Запятые после утвердительных, отрицательных и вопросительных слов — Запятая, ПунктуацияНет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырывалось бы из-под самого сердца, так бы кипело и животрепетало, как метко сказанное русское слово. Гоголь Николай Васильевич Запятые после утвердительных, отрицательных и вопросительных слов Запятые после утвердительных, отрицательных и вопросительных слов &;; 158. Запятая ставится после слов да, конечно и т. п., обозначающих утверждение, после ... Читать далее...
Порядок слов. Зачетные работы