Последние годы жизни Есенина С. А

С. Есенин вернулся на родину иным: «После заграницы я смотрю на страну свою и события по-другому» . После возвращения началось очень трудное для поэта время. Против него было сфабриковано обвинение в антисемитизме, которое рассматривал товарищеский суд. Травля Есенина принимала хорошо организованные формы: всего с 1920 по 1925 год против него было заведено 13 уголовных дел; критика постоянно упрекала его в несоответствии современным литературным задачам. На нервной почве ухудшилось здоровье поэта.

Но что удивительно — в этот период

он создал самые светлые свои произведения: «Заметался пожар голубой…», «Письмо матери», «Мы теперь уходим понемногу…» и др.

Произведения этого периода объединяет философское осмысление жизни. Именно в эти годы поэт создает стихотворения о матери, развивает жанр послания. В посланиях к близким он высказывает свою боль и сомнения без недомолвок, рассказывает о своей жизни, делится планами на будущее. Исследователь В. Базанов отмечал, что «в стихотворных «посланиях» Есенин искусно переплавляет бытовой, казалось бы, сугубо прозаический материал, превращая его в достояние лирической поэзии,

создавая особую атмосферу интимности, задушевности».

«Письмо матери» поражает музыкальностью, удивительно правильным для элегического послания ритмом, чередованием женских и мужских рифм, ассонансов, повтором строф — все это формирует песенное начало стихотворения.

Мотив света пронизывает все стихотворение — это и деревенский пейзаж, и избушка, над которой «вечерний несказанный свет», и в первой строфе — мать: «Ты одна мне несказанный свет». Через стихотворение проходит мотив дороги: «Что ты часто ходишь на дорогу…» Ожидания матери сбудутся, встреча состоится. Лирический герой сам живет мечтой об этой встрече, о «низеньком доме»: «Я вернусь, когда раскинет ветви / По-весеннему наш белый сад».

Пока же он сам в дороге, в пути, усталый скиталец, но с ясным ощущением того, что «к старому возврата больше нет».

В 1924 году внезапно скончался друг С. А. Есенина А. В. Ши-ряевец. Есенин посвятил ему стихотворение «Мы теперь уходим понемногу…» .

Много дум я в тишине продумал,

Много песен про себя сложил,

И на этой на земле угрюмой

Счастлив тем, что я дышал и жил.

Счастлив тем, что целовал я женщин,

Мял цветы, валялся на траве

И зверье, как братьев наших меньших,

Никогда не бил но голове.

Философское осмысление жизни позволяет лирическому герою оценить, увидеть счастье в простом и обыденном и грустить, так как «…в той стране не будет / Этих нив, златящихся во мгле…».

В 1925 году увидел свет сборник Есенина «Русь советская». Это своеобразная трилогия, куда вошли стихотворения «Возвращение на родину», «Русь советская», «Русь уходящая». Поэт вновь и вновь пытался понять и принять «коммуной вздыбленную Русь». Стихотворение «Русь советская» начинается элегическим воспоминанием:

Тот ураган прошел. Нас мало уцелело.

На перекличке дружбы многих нет.

Я вновь вернулся в край осиротелый,

В котором не был восемь лет.

Ураган революции уничтожил целое поколение, на смену которому пришли люди с другим мышлением, другим отношением к деревне. Но грусть не единственный и не основной мотив стихотворения. Звучит пушкинский мотив встречи с «племенем младым, незнакомым…»:

С горы идет крестьянский комсомол,

И под гармонику, наяривая рьяно,

Поют агитки Бедного Демьяна,

Веселым криком оглашая дол.

Однако это не только осознание бытия, естественности смены поколений, но и трагизм отторжения: «Моя поэзия здесь больше не нужна, / Да и, пожалуй, сам я тоже здесь не нужен», «Ни в чьих глазах не нахожу приют». Строящие новую жизнь земляки отвергают поэта. Он не осуждает их, напротив, приветствует.

Его пожелания добры и светлы: «Цветите, юные, и здоровейте телом!» Но «другой напев» лирический герой не принимает: «А я пойду один к неведомым пределам, / Душой бунтующей навеки присмирев». Советскую реальность он не отождествляет с Русыо, которой он будет служить вечно:

Но и тогда,

Когда на всей планете Пройдет вражда племен,

Исчезнет ложь и грусть, —

Я буду воспевать Всем существом в поэте Шестую часть земли С названьем кратким «Русь». ‘

В стихотворении «Русь уходящая» С. Есенин признает новую Россию, хотя понимает, что многое изменилось на родине и осознать происходящее непросто. «Я человек не новый! / Что скрывать? / Остался в прошлом я одной ногою, / Стремясь догнать стальную рать, / Скольжу и падаю другою».

Размышляя о судьбах людей, лирический герой осознает трагичность тех, которые «еще несчастней и забытей», завидует тем, «Кто жизнь провел в бою, / Кто защищал великую идею», грустит о своем прошлом: «А я, сгубивший молодость свою, / Воспоминаний даже не имею». Подводя итоги элегическим размышлениям, он понимает трагичность своего положения:

Я знаю, грусть не утопить в вине,

Не вылечить души

Пустыней и отколом.

Знать, оттого так хочется и мне,

Задрав штаны,

Бежать за комсомолом.

Философское и эмоциональное наполнение поздней поэзии Есенина — избавление от внутреннего конфликта и стремление к гармонии. Это ощущается и при знакомстве с циклом «Русь советская». Еще яснее эти настроения пронизывают стихотворение «Неуютная жидкая лунность…» . Его лирический герой стремится найти гармонию в новой жизни.

Воспоминаниям юности лирический герой противопоставляет мечту об индустриальной деревне: «Мне теперь по душе иное… /Ив чахоточном свете луны / Через каменное и стальное / Вижу мощь я родной стороны».

В стихотворении слышится желание лирического героя увидеть новую Русь, «мощь родной стороны», возрождение деревни через индустриализацию: «Но и все же хочу я стальною / Видеть бедную, нищую Русь». Однако и это стихотворение нельзя назвать оптимистическим, скорее это оптимистическая трагедия. «Я не знаю, что будет со мною… / Может, в новую жизнь не гожусь…» Новую жизнь лирический герой принимает разумом, а подлинные чувства — тоски и боли — в подтексте стихотворения. Мысль «может, в новую жизнь не гожусь» проходит через многие поздние стихотворения С. Есенина.




Последние годы жизни Есенина С. А