Потешки и Народные сказки

Пестушки незаметно переходят в потешки — песенки, сопровождающие игры ребенка с пальцами, ручками и ножками, В этих играх есть уже нередко «педагогическое» наставление, «урок». В «Сороке» щедрая белобока накормила кашей всех, кроме одного, хотя и самого маленького, но лентяя:

Этому не дала: Зачем дров не колол, Воды не носил? Этот мотив охотно развивают: А ты, бедный маленец [маленький], Ты, коротенец [короткий], По воду ходи, Баньку топи, Робят мой, Телят корми…

Народные сказки давно стали включать в детское чтение. Теперь

признана их безусловная ценность, но еще в 20-е годы нашего столетия некоторые педагоги и литературные критики отрицали за сказками право быть помещенными в детских книгах. Фантастический вымысел отождествлялся с суеверием и религией.

Суждения о вреде сказки сочетались с общим отрицанием значения культурного наследия, нужного для эстетического воспитания детей в социалистическом обществе.

Нигилизм и вульгаризация в педагогической науке были осуждены советской общественностью. Еще в 1934 году С. Я. Маршак говорил: «Возьмем… сказку. У многих наших обывателей есть представление, будто бы сказку убила революция.

Я думаю, это — ложное представление».

Вся практика советской педагогической науки, практика работы детских издательств доказала высокую ценность и важность включения народных сказок в детские книги — и особенно в книги, с которыми знакомят дошкольников.




Потешки и Народные сказки