Повести Белкина характеристика образа Марья Гавриловна

ПОВЕСТИ ПОКОЙНОГО ИВАНА ПЕТРОВИЧА БЕЛКИНА

МЕТЕЛЬ

Марья Гавриловна — героиня повести, сюжет которой рассказан Белкину девицей К. И. Т. Марья Гавриловна — «стройная, бледная и семнадцатилетняя» дочь добрейшего помещика Гаврилы Гавриловича Р*** из села Ненарадова; имеет романическое воображение. То есть она мыслит литературными формулами, воспринимает жизнь как романную фабулу. Мир провинциальной читательницы французских романов и только что появившихся русских баллад раскрывается перед читателем.

Естественно поэтому,

что когда, в конце 1811 г. в М. Г. влюбляется бедный армейский прапорщик, а родители смотрят на него косо, она замышляет нечто романное. Планируется тайное венчание, после которого, как полагается, последует сначала кульминация — родительский гнев, а затем развязка — прощение и призыв: «дети! придите в наши объятия!» Все обставлено соответственным образом — написаны письма подруге и родителям, запечатаны тульской печаткой ; накануне ночью героиню преследуют во сне балладные видения, — и вдруг наутро после побега читатель обнаруживает М. Г. дома, в ее собственной постели, только несколько бледную. На следующий
день она занемогает.

Инсценировка «романа» в жизни не удалась. Вполне балладная метель, сбившая с пути жениха, Владимира, как некая стихия Провидения, вторглась в задуманный ими «сюжет». «Живая жизнь» предложила развязку настолько литературную, настолько прихотливую, что в «настоящем» романе она показалась бы надуманной, неправдоподобной. Пережив известие о смерти Владимира от ранения на поле Бородина, а затем и смерть отца, М. Г. переезжает в другое наследственное имение, становится богатой невестой, но отвергает всех женихов, — как Пенелопа, ждущая своего Одиссея. Намеки на странность ее положения содержатся в сравнениях рассказчика; если до сих пор Владимир сравнивал ее с девственной Лаурой из сонетов Петрарки, то теперь рассказчик сравнивает ее с древнегреческой героиней — «девственной Артемидой».

Делается это в надежде, что грамотный читатель обратит внимание на некоторую несообразность и уловит намек на непростые обстоятельства. Но — по законам новеллы — все разъясняется только в финале.

Близ *ского имения М. Г. в 1815 г. поселяется раненый полковник Бурмин «с Георгием в петлице и с интересной бледнос-тию». Романическое сердце М. Г. не выдерживает; но романическое же сознание продолжает работать в заданном направлении. Она ведет дело к решительному объяснению — не ради возможного брака, а вопреки ему; М. Г. вновь заготовила красивую развязку. Однако напрасно она воображает себя героиней романа ; напрасно припоминает первое письмо St-Preuex из романа Ж. Ж. Руссо «Юлия, или Новая Элоиза» . В момент объяснения оказывается, что Бурмин и есть тот самый «незваный жених», которого балладная метель в декабре 1811 г. случайно занесла в жадринскую церковь и с которым М. Г. была по ошибке обвенчана той страшной ночью. В 1815 г. они не узнали друг друга — ибо виделись лишь одно мгновенье. Вновь развязка, которую предлагает героям таинственный ход жизни, рушит все их замыслы — и вновь оказывается куда более литературной, чем может себе позволить «правдоподобная» литература.

А М. Г. превращается в героиню истории, которую не могла бы и выдумать.

Сюжетных аналогов у положений, в которые попадают герои «Метели», множество — от повести В. И. Панаева «Отеческое наказание «, 1819 , до комедии Лашоссе «Ложная антипатия», 1733. Но сами герои, их переживания, «правда страстей», аналогов не имеют; традиционный сюжетный фон резко оттеняет неповторимость образов.


1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)


Повести Белкина характеристика образа Марья Гавриловна