Правдивые картины из жизни села в произведениях Ольги Кобылянской
Родилась Ольга Кобылянская 27 ноября 1863 года в городке Гура Юмора в Южной Буковине в многодетной семье мелкого правительственного чиновника. С детских лет она знала не только украинский, но и польский и немецкий языки, которыми говорили в ее семье. Детство и юность будущей писательницы прошли в румынско-немецких городках Гура Юмора, Сучава, Кимполунг. Позже она жила в с. Дымка а с 1891г. — в Черновцах.
В Южной Буковине, заселенной преимущественно немцами и румынами, жили и украинцы.
Но украинских школ или культурно-образовательных заведений
Немецкий язык, как и немецкая культура, сыграли позитивную роль в жизни и творчестве Кобылянской. Они, как отметила Леся Украинка,
Эту истину она все яснее начала осознавать и с конца 80-х годов настойчиво изучает культурное наследие своего народа, проявляет все больший интерес к его жизни.
Тогда же она активно участвует в так называемом феминистском движении, которое подняло немало наболевших вопросов, над которыми задумывались представители передовой интеллигенции. Став в 1894 году одним из инициаторов создания «Общества русских женщин на Буковине», Кобылянская обосновала цель этого движения в брошюре «Кое-что об идее женского движения». Писательница затронула вопрос о тяжелом положении женщины «среднего слоя», активно выступила за равноправие женщины и мужчины, за ее право на жизнь.
Эти мысли показались в ранних произведениях писательницы. В некоторых из них, изображая духовный мир своих героинь, писательница делает ударение на их поисках личного счастья. В «Человеке», а еще больше в «Царевне» личное счастье героинь Кобылянской в большей или меньшей степени уже связывается с социальными проблемами, активной позицией человека в жизни, с необходимостью бороться с обстоятельствами, которые сковывают развитие духовных сил.
Продолжая проблематику «Человека», повесть «Царевна» свидетельствовала о расширении миропонимания писательницы, углубления ее, реалистичной манеры, средств психологического анализа. Повесть имеет сложную творческую историю. Писалась она и дорабатывалась длительное время, первый текст ее был немецким, более поздний — украинский.
Напечатана повесть была в газете «Буковина» и в этом же году вышла в Черновцах отдельным изданием.
Коснувшись морально-этических проблем жизни интеллигенции в таких новеллах, как «Аристократка» «Impromptu phantasie», Кобылянская продолжает разрабатывать их в следующих произведениях и создает три целостных образа женщин-интеллигенток в рассказе «Valse melancolique» . Впоследствии она возвращается к этой теме в повестях «Ниоба» , «Через кладку», «По ситуации» .
Тема интеллигенции проходит через все творчество Кобылянской — от ее ранних рассказов и повестей к «Апостолу черни». Изображение жизни села, его социально психологических и морально-этических проблем стало второй ведущей линией творчества Кобылянской. «Дневники» писательницы убедительно свидетельствуют, что во второй половине 80-х годов она уже задумывается над судьбой народа, связывая проникновение в его жизнь с изучением социалистических идей. В новелле «Нищенка» писательница впервые показывает человека из народа, который оказался без средств к существованию. В середине 90-х годов писательница углубляет знание жизни крестьянства, чему способствуют ее тесные контакты с жителями буковинских сел, в частности Дымки, что впоследствии войдет в ее творчество страшной трагедией-братоубийством.
Правдивые картины из жизни села в произведениях Ольги Кобылянской