ПРАВО НА ТРАГЕДИЮ
ПРАВО НА ТРАГЕДИЮ
Трагедия рождалась как королева литературы: только высокие страсти, только вечные темы, только благородные герои, только поэтическая речь. Начиная с Античности, трагедию волновали проблемы космического масштаба: верность и предательство, любовь и смерть, добро и зло. Цари, вельможи, принцы, знатные сеньоры — только их страдания и страсти могли становиться предметом изображения трагика.
До классицизма это было данью античной традиции, после — стало требованием классицистского канона.
Простой человек —
Ешь себе колбасу, пей себе пиво, разве тебя преследует злой рок или коварство титулованного врага?
Первым, кто позволил страдать низкому люду, был немецкий драматург Готфрид Эфраим Лессинг: в 1755 году он отдает в театр трагедию «Мисс Сара Сампсон». Это — революция: герои — мещане, окружение — бюргерство, язык — презренная проза. Страсти по-прежнему высоки,
Впечатление, произведенное новой трагедией, было ошеломляющим: «Зрители четыре часа кряду сидели неподвижно, как статуи, притаив дыхание, и потом разразились рыданиями», — сообщает критик Рамлер о первом представлении «Мисс Сара Сампсон». На страницах журнала «Театральная библиотека» с восторгом восклицают: «Возвышенные страдания простых людей, которые свойственны им не меньше, чем королям или князьям».
Удивительно, как одновременно легко и тяжело возвращать человеку право быть человеком. Возрождение научило людей радоваться и любить человеческое в себе. Понадобилось еще двести лет, чтобы дать человеку право на страдание.
ПРАВО НА ТРАГЕДИЮ