Прекрасная песнь о любви

Александра Ивановича Куприна как человека и писателя сформировало грозовое время первой русской революции. Это оно сообщило купринским картинам как ни мрачна была их правда мечту о будущем, страстное ожидание бури, которая очистит и преобразит мир. Заветная мысль Куприна-гуманиста о трагическом противоречии бытия: изначально прекрасный человек среди благой и щедрой природы и жестокий, противоестественный собственнический строй, несущий ему мучения и гибель.

Одним из замечательных созданий А. И. Куприна является повесть о любви Гранатовый

браслет. Сам писатель называл ее милой и признавался, что…ничего более целомудренного не писал. Сюжет повести прост: молодой телеграфист цавно и безнадежно влюблен в княгиню Веру Николаевну Шеину. Юноша не выдерживает мук любви и добровольно уходит 13 жизни, а Вера Николаевна понимает, мимо какой великой любви она прошла.

Из простого, даже примитивного сюжета Куприн смог сотворить прекрасный цветок, не увядающий уже многие десятилетия.

Княгиня Вера любима и любит мужа, прежняя страстная любовь к мужу давно уже перешла в чувство прочной, верной, истинной дружбы, она всеми силами помогает князю… Они

занимают видное положение в обществе: он предводитель дворянства. Княгиня окружена блестящим обществом, но откуда эта щемящая тоска, не покидающая ее.

Слушая рассказы дедушки о ‘любви, Вера Николаевна понимает, что она знала человека, который был способен на истинную любовь бескорыстную, самоотверженную, не ждущую награды. Про которую сказано сильна как смерть…такая любовь, для которой совершить любой подвиг, отдать жизнь, пойти на мучение вовсе не труд, а даже радость… Любовь должна быть трагедией…

Не такую ли любовь испытывает маленький телеграфист Желтков. Куприн блестяще показывает, что не зависят высокие моральные качества от сословной принадлежности человека. Это дано Богом душа, способная любить, может жить в бедной лачуге и во дворце. Для нее не существует ни границ, ни расстояний, ни запретов.

Желтков признается, что не в силах разлюбить княгиню Веру. Только смерть сможет оборвать это прекрасное и трагическое чувство. Как созвучны мысли бедняка Желткова и аристократа Аносова.

Семь лет безнадежной и вежливой любви телеграфиста дают ему право на уважение. Муж Веры, Василий Львович, понял Желткова, может быть, позавидовал таланту этого человека.

После кончины Желткова княгиня Вера казнится, что не предотвратила его самоубийства, хотя чувствовала, предвидела такой конец. Она задает себе вопрос: Что это было: любовь или сумасшествие Василий Львович признается жене, что Желтков не был сумасшедшим. Это был великий влюбленный, который не мыслил свою жизнь без любви к княгине Вере, и когда ушла последняя надежда, он умер.

Неизъяснимая тоска охватывает княгиню Веру, когда она видит мертвого Желткова и понимает, что та любовь, о которой мечтает каждая женщина, прошла мимо нее…

Куприн не дает никаких оценок и нравоучений. Писатель лишь передает прекрасную и грустную историю о любви. Души героев проснулись в ответ на великую любовь, и это главное.

В Гранатовом браслете Куприн создает несколько символических образов, на которых строится фундамент повествования и которые несут в себе весь идейный смысл повести.

В середине августа, перед рождением молодого месяца, вдруг наступили отвратительные погоды, какие так свойственны северному побережью Черного моря начало произведения можно назвать первым символом. Описание пасмурной, сырой погоды, а потом ее внезапное изменение имеет огромное значение. Если под молодым месяцем понимать главную героиню Веру Николаевну Шеину, жену предводителя дворянства, а под погодой всю ее жизнь, то получается серая, но вполне реальная картина. Но к началу сентября погода вдруг резко и совсем неожиданно переменилась.

Сразу наступили тихие, безоблачные дни, такие ясные, солнечные и теплые, каких не было даже в июле. Эта перемена и есть та самая возвышенная и роковая любовь, о которой идет речь в повести.

Символичен образ княгини Веры Николаевны. Куприн описывает ее как независимую, царственно спокойную, холодную красавицу: Вера пошла в мать, красавицу англичанку, своей высокой гибкой фигурой, нежным, но холодным лицом, прекрасными, хотя довольно большими руками, какую можно видеть на старинных миниатюрах. Вера Николаевна, благородная, удивительная женщина воплощение человека, достойного настоящей, святой любви.

Немалое значение отводит Куприн тучному, высокому, серебряному старцу генералу Аносову. Именно ему предписано заставить Веру Николаевну более серьезно отнестись к любви таинственного Г. С. Ж. Своими размышлениями о любви генерал способствует тому, чтобы его внучка могла посмотреть на свою собственную жизнь с Василием Львовичем с разных сторон. Ему принадлежат пророческие слова: … может быть, твой жизненный путь, Верочка, пересекла именно такая любовь, о которой грезят женщины и на которую больше неспособны мужчины. Генерал Аносов символизирует мудрое старшее поколение. Автор доверил ему сделать очень важный вывод, имеющий в повести огромное значение: в природе истинная, святая любовь крайне редка и доступна только немногим и только достойным ее людям.

За всю жизнь Аносов не встретил ни одного подобного примера, но он продолжает верить в возвышенную любовь и передает свою уверенность Вере Николаевне.

Причиной развязки истории, длившейся более восьми лет, стал подарок Вере Николаевне ко дню ангела. Подарком выступил новый символ той самой любви, в которую верил генерал Аносов и о которой мечтает каждая женщина, гранатовый браслет. Он ценен Желткову тем, что его носила его покойная матушка, кроме того, старинный браслет имеет свою историю: по семейному преданию, он имеет свойство сообщать дар предвидения носящим его женщинам и охраняет от насильственной смерти… И Вера Николаевна в самом деле неожиданно предсказывает: Я знаю, что этот человек убьет себя.

Куприн сравнивает пять гранатов браслета с пятью алыми, кровавыми огнями, а княгиня, засмотревшись на подарок Желткова, с тревогой восклицает: Точно кровь! Любовь, которую символизирует браслет, не подчиняется законам и правилам. Она может идти наперекор всем устоям общества: Желтков только мелкий бедный чиновник, а Вера Николаевна княгиня. Но это обстоятельство не смущает его, он по-прежнему любит ее, отдавая себе отчет только в том, что ничто, даже смерть, не заставит утихнуть его прекрасное чувство: … Ваш до смерти и после смерти покорный слуга.

К сожалению, значение браслета Вера Николаевна поняла слишком поздно. Ее одолевает беспокойство: И все ее мысли были прикованы к тому неведомому человеку, которого она никогда не видела и вряд ли увидит, к этому смешному Пе Пе Же.

Княгиня вновь и вновь вспоминает слова генерала Аносова и мучается тяжелейшим для нее вопросом: что это было любовь или сумасшествие. Последнее письмо Желткова ставит все на свои места. Он любит. Любит безнадежно, страстно и идет в своем чувстве до конца.

Он принимает свою любовь как божий дар, как великое счастье: Я не виноват, Вера Николаевна, что богу было угодно послать мне, как громадное счастье, любовь к Вам. И не проклинает судьбу, а уходит из жизни, уходит с великой любовью в сердце, унося с собой и говоря любимой: Да святится имя Твое! И остается людям только символ этой красивой любви прекрасного человека гранатовый браслет.




Прекрасная песнь о любви