Прерафаэлитизм
В истории английской культуры второй половины XIX в. влиятельным направлением был прерафаэлитизм. Члены «Братства прерафаэлитов» решительно выступили против идейного и эстетического консерватизма классической школы, против устаревших канонов академической живописи. Идеал прекрасного прерафаэлиты искали в прошлом, ибо в современной буржуазной действительности видели безобразие, особенно после поражения революции 1848 г. В поисках идеала простоты и безыскусности прерафаэлиты обратились к итальянской живописи средневековья и раннего
Прерафаэлиты были современными художниками и поэтами, у них появилось несколько ироническое отношение к детски непосредственному, религиозному и мистическому восприятию бытия у художников прошлого. Новое в искусстве прерафаэлитов сказалось в том, что они стремились постичь
Но прерафаэлитам присущи схематичное соединение духовного и материального, натуралистичность избыточных деталей. Своеобразие творчества представителей этого направления состоит в том, что они как романтики стремились к синтезу искусств, и их талант раскрылся и в живописи, и в литературе. Уже в первом номере прерафаэлитского журнала «Джерм» был провозглашен принцип единства искусств. Тесная связь между живописью и поэзией особенно рельефно обнаружилась в творчестве Данте Габриэля Россетти. Характерными поэтическими жанрами в творчестве Д. Г. Россетти были баллада, сонет, драматический монолог в стихах и песня.
Все эти жанры взаимосвязаны и как бы переходят один в другой, ибо всем им свойственны романтическая приподнятость, мечтательность в образе лирического героя, интенсивность эмоций, сильные страсти и глубокие раздумья о бытии. Система поэтических жанров в творчестве Д. Г. Россетти основана также на всепроникающем живописном принципе. Его картины создавались по литературным мотивам, а стихи включали в себя живописное, «визуальное» начало.
Прерафаэлитская живописность заметна и в стихах сестры Д. Г. Россетти Кристины Россетти «День рождения» , «Покой» , «Помни» и др. Прерафаэлиты были поздними романтиками, в творчестве которых впоследствии романтическое начало стало подчас сопровождаться декадентскими нотками.
Прерафаэлитизм