«Преступление и наказание» Достоевского как философско-психологический роман
«Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского как философско-психологический роман
I. Вступление
Общее определение романа как жанра, в котором в центре внимания писателя находится человеческая личность.
II. Главная часть
Философско-психологический роман ставит наиболее общие проблемы, а формой постановки и решения этих проблем является подробное и глубокое изображение внутреннего мира персонажей. Философская проблематика романа «Преступление и наказание» в первую очередь связана с Раскольниковым, его «теорией»
Всем ходом нравственнопсихологического развития героя Достоевский стремится убедить
4. Философская проблематика раскрывается и в многочисленных диалогах, из которых наиболее важными являются диалоги Раскольникова с Соней, Порфирием Петровичем и Свидригайловым. Эти диалоги тоже психологически насыщены, поскольку в высказываниях персонажей проявляется их внутренний мир: за всяким словом стоит глубокая мысль, чувство, переживание. Эти диалоги являются своеобразной формой поиска героем истины.
5. Те же или сходные философские проблемы ставятся Достоевским и на примере других персонажей, среди которых наиболее важны Соня и Свидригайлов. Внутренний мир этих персонажей также показан Достоевским глубоко и подробно.
III. Заключение
Исследование глубин человеческой психики и психологии дает возможность Достоевскому художественно воплотить свои главные философские идеи: отрицание «крови по совести», неприятие принципа «цель оправдывает средства», утверждение абсолютной ценности каждой человеческой жизни, веру в страдание и сострадание.
«Преступление и наказание» Достоевского как философско-психологический роман