Прием антитезы в одном из произведений русской литературы 2-й половины XIX века
План.
I прием антитезы — главный принцип композиции романа » Война и мир » Л. Н. Толстого. II Наполеон и Кутузов — герои, составляющие полюса романа. Наполеон — олицетворение всего самого дурного в людях: А) портрет; Б) поведение; В) речь; Г) Авторская характеристика; Герои тяготеющие к полюсу Наполеона: А) Элен и Анатоль Курагины. Б) Берг; В) Вера; Кутузов — Олицетворение простоты, добра и правды: А) портрет; Б) поведение; В) речь; Герои, тяготеющие к полюсу Кутузова: А) Князь Андрей; Б) Пьер Безухов ; В) Наташа Ростова ; III Испытание героев
Вариант 2
Прием антитезы в одном из произведений русской литературы 2-й половины XIX
Века. .
— я ведь только вошь убил, Соня!
— это человек — то вошь?
План.
I антитеза основное идейно — композиционный принцип романа
«Преступление и наказание»
II функции антитезы.
1. Прием антитезы при создании образа главного героя:
А) замечательная внешность Раскольникова и одежда нищего;
Б) описание каморки и страшная теория Раскольникова;
В) бесчеловечность теории и ее неприятие сердцем.
2. Прием антитезы
А) двойники Раскольникова ;
Б) правда Сони Мармеладовой и правда Раскольникова.
III человек — таинственная бесконечность.
Вариант заключения. Таким образом, мы видим, что антитеза как художественный прием и композиционный принцип помогает писателю разграничить добро и зло, показ0ать опасность эгоистического разделения людей, наметить пути нравственного совершенства.
Вариант 3 .
Роман Достоевского построен на противопоставлениях двух взаимоисключающих жизненных концепций — Раскольникова и Сони. «Да, страшна была ему Соня. Соня представляла ему неумолимый приговор, решение без перемен. Тут или ее дорога, или его».
II Раскольников и Соня — оба преступники по меркам общества. Библейская пара — убийца и блудница. Преступники, так, как преступили нормы морали.
III Их преступления по сути свое совершенно различны.
1. Раскольников идет на преступление ради себя. Соня — ради семья, спасая от голодной смерти детей Катерины Ивановны.
2. Раскольников выступает как палач, Соня — сама жертва общественного преступления. 3. раскольников, одержимый «наполеоновскими мечтами», совершаемое им убийство хотел бы считать признаком своей избранности. Соня подвиг своей любви к ближним искренне считает преступлением.
4. Преступление ставит героев вне общества но раскольников сам ищет одиночества, разъединения с людьми. Отталкивает Разумихина, мать, Дуню. Соня стремиться к человеческой общности.
5. Первооснова преступления Раскольникова бунт против несправедливого устройства общества, против самого этого общества. Он позволил Разуму, логике подавить сопротивление, в основе которого — смирение, жертвенность собой во имя других. В ней — доминанта сердца, души, против которых бессильны доводы рассудка.
IV Преступление Раскольникова — не только убийство старухи — процентщицы, но сама его бесчеловечная теория деления людей на «гениев» и «муравейник». К преступлению он мог идти только один, обособившись от мира. Искупить кровь и зло, вернуться к людям он может только с Соней, только с ее стремлением к человеческой общности, к слиянию с миром.
Прием антитезы в одном из произведений русской литературы 2-й половины XIX века