Прием антитезы в одном из произведений русской литературы 2-й половины XIX века

План.

I прием антитезы — главный принцип композиции романа » Война и мир » Л. Н. Толстого. II Наполеон и Кутузов — герои, составляющие полюса романа. Наполеон — олицетворение всего самого дурного в людях: А) портрет; Б) поведение; В) речь; Г) Авторская характеристика; Герои тяготеющие к полюсу Наполеона: А) Элен и Анатоль Курагины. Б) Берг; В) Вера; Кутузов — Олицетворение простоты, добра и правды: А) портрет; Б) поведение; В) речь; Герои, тяготеющие к полюсу Кутузова: А) Князь Андрей; Б) Пьер Безухов ; В) Наташа Ростова ; III Испытание героев

с точки зрения закона «непрерывного движения личности во времени»

Вариант 2

Прием антитезы в одном из произведений русской литературы 2-й половины XIX

Века. .

— я ведь только вошь убил, Соня!

— это человек — то вошь?

План.

I антитеза основное идейно — композиционный принцип романа

«Преступление и наказание»

II функции антитезы.

1. Прием антитезы при создании образа главного героя:

А) замечательная внешность Раскольникова и одежда нищего;

Б) описание каморки и страшная теория Раскольникова;

В) бесчеловечность теории и ее неприятие сердцем.

2. Прием антитезы

в основе системы персонажей:

А) двойники Раскольникова ;

Б) правда Сони Мармеладовой и правда Раскольникова.

III человек — таинственная бесконечность.

Вариант заключения. Таким образом, мы видим, что антитеза как художественный прием и композиционный принцип помогает писателю разграничить добро и зло, показ0ать опасность эгоистического разделения людей, наметить пути нравственного совершенства.

Вариант 3 .

Роман Достоевского построен на противопоставлениях двух взаимоисключающих жизненных концепций — Раскольникова и Сони. «Да, страшна была ему Соня. Соня представляла ему неумолимый приговор, решение без перемен. Тут или ее дорога, или его».

II Раскольников и Соня — оба преступники по меркам общества. Библейская пара — убийца и блудница. Преступники, так, как преступили нормы морали.

III Их преступления по сути свое совершенно различны.

1. Раскольников идет на преступление ради себя. Соня — ради семья, спасая от голодной смерти детей Катерины Ивановны.

2. Раскольников выступает как палач, Соня — сама жертва общественного преступления. 3. раскольников, одержимый «наполеоновскими мечтами», совершаемое им убийство хотел бы считать признаком своей избранности. Соня подвиг своей любви к ближним искренне считает преступлением.

4. Преступление ставит героев вне общества но раскольников сам ищет одиночества, разъединения с людьми. Отталкивает Разумихина, мать, Дуню. Соня стремиться к человеческой общности.

5. Первооснова преступления Раскольникова бунт против несправедливого устройства общества, против самого этого общества. Он позволил Разуму, логике подавить сопротивление, в основе которого — смирение, жертвенность собой во имя других. В ней — доминанта сердца, души, против которых бессильны доводы рассудка.

IV Преступление Раскольникова — не только убийство старухи — процентщицы, но сама его бесчеловечная теория деления людей на «гениев» и «муравейник». К преступлению он мог идти только один, обособившись от мира. Искупить кровь и зло, вернуться к людям он может только с Соней, только с ее стремлением к человеческой общности, к слиянию с миром.




Прием антитезы в одном из произведений русской литературы 2-й половины XIX века