Природа и искусство в поэзии Пастернака

Как в поэзии Пастернака отражена связь природы и искусства, художественного творчества?

После выхода сборника стихотворений «Сестра моя — жизнь» современники заговорили о Б. Л. Пастернаке как о талантливейшем поэте. Это заглавие раскрывает самую суть мироощущения художника, утверждает единство душевной жизни его и жизни природы, мира в целом.

Образы, достой­ные художественного воплощения, существуют повсюду — на улице, в доме, в лесу. Критики отмечали, что Пастернак совершенно не приемлет предвзятое отношение к искусству,

следование четким традициям, догмам. Главной для него ос­тавалась непосредственность восприятия.

Восприятие природы сливается у поэта с процессом вдох­новения. Об этом Пастернак говорит уже в своем раннем сти­хотворении «Февраль. Достать чернил и плакать!..». Тема это­го произведения — предчувствие приближающейся весны.

Природа здесь — это ливень, «грохочущая слякоть», «тысячи грачей» на деревьях, черные проталины. Это внешний план стихотворения. Внутренний план — процесс пробуждения поэзии:

Февраль. Достать чернил и плакать!

Писать о феврале навзрыд,

Пока грохочущая слякоть

Весною черною горит.

Лирический герой этого стихотворения, проникнутый ощущением приближения весны, обретает способность сла­гать «стихи навзрыд». Приближающаяся весна, само ожида­ние ее рождает в душе лирического героя сильные эмоции. В начале и финале стихотворения звучит мотив слез, рыданий.

В этом плане мы можем говорить о кольцевой композиции.

Основной цвет этого стихотворения — черный. Этот тон задан уже в первой строфе. Таким образом, уже здесь обозначается противостояние зимы и наступающей весны.

Поэт использует здесь различные средства художествен­ной выразительности: эпитеты, метафору.

В стихотворении «Все наденут сегодня пальто…» также со­стояние природы соответствует душевному состоянию лири­ческого героя, который «ненастьями запил». Осеннее солнце кажется ему таким же грустным, как и его любимая:

Засребрятся малины листы,

Запрокинувшись кверху изнанкой,

Солнце грустно сегодня, как ты,-

Солнце нынче, как ты, северянка.

Та же самая тематика присутствует в стихотворении Пас­тернака «Определение поэзии». По мысли поэта, процесс твор­чества включает в себя все явления окружающей действитель­ности и природного мира:

Это — круто налившийся свист,

Это — щелканье сдавленных льдинок,

Это ночь, леденящая лист,

Это двух соловьев поединок.

Поэт использует здесь необычные эпитеты, олицетво­рение.

Полное растворение жизни поэта в природных явлениях мы видим в стихотворении «Снег идет». С картиной падаю­щего снега сливаются здесь и цветы герани на окне, и ступе­ни черной лестницы, и чердак, и «убеленный пешеход», и «удивленные растенья», и «перекрестка поворот». Ощутимо звучит здесь мотив кружения, снежной круговерти.

Затем мо­тив этот плавно переходит в размышления лирического героя о круговерти жизни. Время быстротечно, оно подобно круже­нию метели, напористому зимнему снегопаду:

Снег идет густой-густой.

В ногу с ним, стопами теми,

В том же темпе, с ленью той Или с той же быстротой,

Может быть, проходит время?

Может быть, за годом год Следуют, как снег идет,

Или как слова в поэме?

И опять явления природы здесь сближены с процессом творчества. Слова в поэме подобны снегу, годам жизни.

Основные цвета этого стихотворения контрастны, поляр — ны. Это черный и белый. И в этом заключена определенная символика. Жизнь, по мысли поэта, — это чередование хоро­шего и дурною. Эта символика проявляется и в образах про­изведения.

Так, «убеленный пешеход» — это умудренный опы­том человек, проживший жизнь одинокий странник. Пуска­ющиеся в полет «черной лестницы ступени» — это виражи, которые предлагает человеку его судьба. Они не всегда благо­приятны, желательны для нас. «Перекрестка поворот» — так­же символ жизненных перипетий, судьбоносных, роковых обстоятельств, ситуаций.

Поэт использует в этом стихотворении эпитеты, метафору, риторические вопро­сы.

Таким образом, природа порождает в поэте вдохновенье, она — неизменный спутник творческого процесса.




Природа и искусство в поэзии Пастернака