Природа и искусство в поэзии Пастернака
Как в поэзии Пастернака отражена связь природы и искусства, художественного творчества?
После выхода сборника стихотворений «Сестра моя — жизнь» современники заговорили о Б. Л. Пастернаке как о талантливейшем поэте. Это заглавие раскрывает самую суть мироощущения художника, утверждает единство душевной жизни его и жизни природы, мира в целом.
Образы, достойные художественного воплощения, существуют повсюду — на улице, в доме, в лесу. Критики отмечали, что Пастернак совершенно не приемлет предвзятое отношение к искусству,
Восприятие природы сливается у поэта с процессом вдохновения. Об этом Пастернак говорит уже в своем раннем стихотворении «Февраль. Достать чернил и плакать!..». Тема этого произведения — предчувствие приближающейся весны.
Природа здесь — это ливень, «грохочущая слякоть», «тысячи грачей» на деревьях, черные проталины. Это внешний план стихотворения. Внутренний план — процесс пробуждения поэзии:
Февраль. Достать чернил и плакать!
Писать о феврале навзрыд,
Пока грохочущая слякоть
Лирический герой этого стихотворения, проникнутый ощущением приближения весны, обретает способность слагать «стихи навзрыд». Приближающаяся весна, само ожидание ее рождает в душе лирического героя сильные эмоции. В начале и финале стихотворения звучит мотив слез, рыданий.
В этом плане мы можем говорить о кольцевой композиции.
Основной цвет этого стихотворения — черный. Этот тон задан уже в первой строфе. Таким образом, уже здесь обозначается противостояние зимы и наступающей весны.
Поэт использует здесь различные средства художественной выразительности: эпитеты, метафору.
В стихотворении «Все наденут сегодня пальто…» также состояние природы соответствует душевному состоянию лирического героя, который «ненастьями запил». Осеннее солнце кажется ему таким же грустным, как и его любимая:
Засребрятся малины листы,
Запрокинувшись кверху изнанкой,
Солнце грустно сегодня, как ты,-
Солнце нынче, как ты, северянка.
Та же самая тематика присутствует в стихотворении Пастернака «Определение поэзии». По мысли поэта, процесс творчества включает в себя все явления окружающей действительности и природного мира:
Это — круто налившийся свист,
Это — щелканье сдавленных льдинок,
Это ночь, леденящая лист,
Это двух соловьев поединок.
Поэт использует здесь необычные эпитеты, олицетворение.
Полное растворение жизни поэта в природных явлениях мы видим в стихотворении «Снег идет». С картиной падающего снега сливаются здесь и цветы герани на окне, и ступени черной лестницы, и чердак, и «убеленный пешеход», и «удивленные растенья», и «перекрестка поворот». Ощутимо звучит здесь мотив кружения, снежной круговерти.
Затем мотив этот плавно переходит в размышления лирического героя о круговерти жизни. Время быстротечно, оно подобно кружению метели, напористому зимнему снегопаду:
Снег идет густой-густой.
В ногу с ним, стопами теми,
В том же темпе, с ленью той Или с той же быстротой,
Может быть, проходит время?
Может быть, за годом год Следуют, как снег идет,
Или как слова в поэме?
И опять явления природы здесь сближены с процессом творчества. Слова в поэме подобны снегу, годам жизни.
Основные цвета этого стихотворения контрастны, поляр — ны. Это черный и белый. И в этом заключена определенная символика. Жизнь, по мысли поэта, — это чередование хорошего и дурною. Эта символика проявляется и в образах произведения.
Так, «убеленный пешеход» — это умудренный опытом человек, проживший жизнь одинокий странник. Пускающиеся в полет «черной лестницы ступени» — это виражи, которые предлагает человеку его судьба. Они не всегда благоприятны, желательны для нас. «Перекрестка поворот» — также символ жизненных перипетий, судьбоносных, роковых обстоятельств, ситуаций.
Поэт использует в этом стихотворении эпитеты, метафору, риторические вопросы.
Таким образом, природа порождает в поэте вдохновенье, она — неизменный спутник творческого процесса.
Природа и искусство в поэзии Пастернака