Проблема назначения поэзии и места поэта в мире

В своих воспоминаниях о Сергее Есенине М. Горький приводит такой вопрос поэта: «Вы думаете — мои стихи — нужны? И вообще, искусство, то есть поэзия — нужна?» Во­прос, которым неизбежно задается всякий пишущий. Тем бо­лее пишущий в России, где, по удачному выражению Е. Ев­тушенко, поэт всегда «больше, чем поэт».

Проблема назначения поэзии и места поэта в мире — тра­диционная тема русской поэзии. Ее мы находим еще в творче­стве поэтов XVIII века — Кантемира, Ломоносова, Держави­на. И всякий раз поэзии, искусству отводится почетное

место в жизни общества. Исправлять общественные нравы и быть полезным государству — такой видел задачу поэта Антиох Кантемир.

О бессмертии своей поэзии говорил Г. Р. Державин. Вслед за классицистами романтики также очень высоко цени­ли поэзию в жизни человека, сделав при этом акцент на том, что искусство выражает общечеловеческие ценности, приоб­щает душу человека к Богу, к надземной гармонии. «Поэзия есть Бог в святых мечтах земли», — писал В. А. Жуковский.

Другая линия в русском романтизме, связанная с поэзией де­кабристов, продолжала подчеркивать высокое гражданствен­ное, общественное значение

искусства — так раскрывается эта тема в стихотворении К. Ф. Рылеева «Гражданин». Таким об­разом, еще на рубеже XVIII-XIX веков были заложены две традиции в понимании искусства, поэзии: социально-граж­данственная и нравственно-эстетическая.

Эти традиции ино­гда боролись между собой, но чаще сливались воедино.




Проблема назначения поэзии и места поэта в мире