Проблема назначения поэзии и места поэта в мире
В своих воспоминаниях о Сергее Есенине М. Горький приводит такой вопрос поэта: «Вы думаете — мои стихи — нужны? И вообще, искусство, то есть поэзия — нужна?» Вопрос, которым неизбежно задается всякий пишущий. Тем более пишущий в России, где, по удачному выражению Е. Евтушенко, поэт всегда «больше, чем поэт».
Проблема назначения поэзии и места поэта в мире — традиционная тема русской поэзии. Ее мы находим еще в творчестве поэтов XVIII века — Кантемира, Ломоносова, Державина. И всякий раз поэзии, искусству отводится почетное место в жизни общества. Исправлять общественные нравы и быть полезным государству — такой видел задачу поэта Антиох Кантемир.
О бессмертии своей поэзии говорил Г. Р. Державин. Вслед за классицистами романтики также очень высоко ценили поэзию в жизни человека, сделав при этом акцент на том, что искусство выражает общечеловеческие ценности, приобщает душу человека к Богу, к надземной гармонии. «Поэзия есть Бог в святых мечтах земли», — писал В. А. Жуковский.
Другая линия в русском романтизме, связанная с поэзией декабристов, продолжала подчеркивать высокое гражданственное, общественное значение искусства — так раскрывается эта тема в стихотворении К. Ф. Рылеева «Гражданин». Таким образом, еще на рубеже XVIII-XIX веков были заложены две традиции в понимании искусства, поэзии: социально-гражданственная и нравственно-эстетическая.
Эти традиции иногда боролись между собой, но чаще сливались воедино.
Проблема назначения поэзии и места поэта в мире