Проблема влияния судьбы на жизнь человека пьесы Кальдерона «Жизнь это сон»
Проблема судьбы и ее влияния на жизнь человека была воплощена еще в мифах и издавна интересовала писателей. Так, сам Зевс боялся судьбы. Не убежал от своей судьбы и киевский князь Олег, таки убитый своим «верным товарищем» — боевым конем. Недаром в Элладе возникла так называемая «трагедия фатума». Так, Эдип не смог избегнуть своей судьбы, хотя как он того хотел, удирая от Меропы и Полиба и тем самым приближаясь к предсказанию об убийстве отца и бракосочетания с матерью. Итак, Кальдерон взял традиционную проблему.
И если дельфийский
Ты страдал поэтому в неволе И в темнице был закованный, Скрытый, чтобы отвернуть Зло и безжалостности судьбы
Так же объясняет свое решение и Басилио: Поверив в судьбу, Что мне явило небо Увещеваниями лихими И будущей бедой, Я решился подвергнуть заключению Зверя, порожденного мной
Кальдерон все-таки оставляет едва заметные лазейки в черной завесе фатализма, тем самым
Но с верой, что ты Поборешь зловещие звезды, Так как благородный муж и в горе
Способный их победить» или Басилио: Я желание Имел встретить тебя на воле, Когда ты звезд и судьбы Победишь увещеванием
И правда, как говорилось, пророчество, которое начало сбываться, «отменилось»: сын извинил отцовские несправедливость и возвратил ему власть, а седина Басилио не стала ковром для его ног. Одолел пророчество именно тот, против кого оно провещало, — Сехисмундо.
Через всю пьесу «Жизнь — это сон» последовательно проводится мысль: человек может и должен одолевать не приговоры судьбы, а самого себя — путем духовного и морального усовершенствования, это и есть тот истинный путь, который ведет к добру. Надо укрощать в себе зверя, и тогда человек не полностью будет зависеть от фатума. Этот, второй, «рецепт» тоже заключен в уста Сехисмундо:
Кто смочь желает Свою судьбу, тот умным И терпеливым быть имеет
Проблема влияния судьбы на жизнь человека пьесы Кальдерона «Жизнь это сон»