Проблема влияния судьбы на жизнь человека пьесы Кальдерона «Жизнь это сон»

Проблема судьбы и ее влияния на жизнь человека была воплощена еще в мифах и издавна интересовала писателей. Так, сам Зевс боялся судьбы. Не убежал от своей судьбы и киевский князь Олег, таки убитый своим «верным товарищем» — боевым конем. Недаром в Элладе возникла так называемая «трагедия фатума». Так, Эдип не смог избегнуть своей судьбы, хотя как он того хотел, удирая от Меропы и Полиба и тем самым приближаясь к предсказанию об убийстве отца и бракосочетания с матерью. Итак, Кальдерон взял традиционную проблему.

И если дельфийский

оракул изменился на «полонский» гороскоп, то что это меняет по сути? Так же, как Эдип, от судьбы собирается убежать Басилио, заключив своего только что родившегося сына, которому Клотальдо со временем так объясняет причину его заключения:

Ты страдал поэтому в неволе И в темнице был закованный, Скрытый, чтобы отвернуть Зло и безжалостности судьбы

Так же объясняет свое решение и Басилио: Поверив в судьбу, Что мне явило небо Увещеваниями лихими И будущей бедой, Я решился подвергнуть заключению Зверя, порожденного мной

Кальдерон все-таки оставляет едва заметные лазейки в черной завесе фатализма, тем самым

интригуя читателя. Время от времени герои, но припускают, что судьбу можно одолеть, по крайней мере на нее можно повлиять. Так, к Сехисмундо обращается Клотальдо:

Но с верой, что ты Поборешь зловещие звезды, Так как благородный муж и в горе

Способный их победить» или Басилио: Я желание Имел встретить тебя на воле, Когда ты звезд и судьбы Победишь увещеванием

И правда, как говорилось, пророчество, которое начало сбываться, «отменилось»: сын извинил отцовские несправедливость и возвратил ему власть, а седина Басилио не стала ковром для его ног. Одолел пророчество именно тот, против кого оно провещало, — Сехисмундо.

Через всю пьесу «Жизнь — это сон» последовательно проводится мысль: человек может и должен одолевать не приговоры судьбы, а самого себя — путем духовного и морального усовершенствования, это и есть тот истинный путь, который ведет к добру. Надо укрощать в себе зверя, и тогда человек не полностью будет зависеть от фатума. Этот, второй, «рецепт» тоже заключен в уста Сехисмундо:

Кто смочь желает Свою судьбу, тот умным И терпеливым быть имеет




Проблема влияния судьбы на жизнь человека пьесы Кальдерона «Жизнь это сон»