Проблема взаимоотношения нравственности и закона

В данном тексте автор поднимает несколько проблем. Это и проблема взаимоотношения нравственности и закона, и важности милосердия в жизни людей, а также проблема определения критериев сильной человеческой личности.

На мой взгляд, выбор автора в пользу действий «по закону» или «по человечеству» решается в пользу последнего. Об этом говорит его горькое разочарование после того, как моряк сделал выбор в пользу закона.

Я считаю, что жизнь общества так же невозможна без закона, как и без нравственности. Для начала я бы хотел обратиться

к теории появления государства, сформулированной знаменитым философом Жан-Жаком Руссо, к теории общественного договора. В соответствии с ней, люди организовали государственную структуру и передали ей часть своих прав для того, чтобы оградить свою личность и имущество от агрессии других членов общества. Следовательно, в догосударственный период, при отсутствии закона, мораль не могла создать стабильные условия для жизни и развития, не в состояние была остановить, как выразился Томас Гоббс, «войну всех против всех», это смог сделать только закон, при помощи мер государственного регулирования и охраны. Слабость
морали в том, что самоконтроль в виде совести очень непостоянен и может сильно меняться в зависимости от многих факторов.

По этим причинам мораль не может создать относительно постоянную форму общественного сознания, не спасет общество от коллапса, это под силу только закону. Недаром существует афоризм: «Закон есть высшее проявление человеческой мудрости, использующее опыт людей для блага человечества».

Однако порой даже самые проработанные законы вступают в конфликт с моралью. На мой взгляд, это связано с крайней формальностью норм закона. Они не могут учитывать всех обстоятельств дела, и поэтому, поддерживая принцип социальной справедливости, входят в конфликт с нравственностью. Но иногда на смену формальности приходит субъективность, будь то сфера правотворчества или правоприменения.

И тогда закон становится на службу отдельной группе лиц, а не всему человечеству. Поэтому закон нельзя назвать сводом идеальных правил поведения, в то время как мораль, основной принцип которой — поступай так, как хочешь, чтобы поступали по отношению к тебе, — возведенная в абсолют, позволит людям всегда поступать правильно.

Конфликт закона и нравственности следует разрешить в пользу нравственности, ведь именно она должна служить источником закону, именно нравственность даст нам то, что не смог дать закон: истинные человеческие отношения, основанные на гуманности.

Петров Анатолий 10-я




Проблема взаимоотношения нравственности и закона