Проблемы современности в пьесе А. Коломийца «Дикий Ангел»

Есть писатели, произведения которых заставляют задуматься над сложными и волнующими проблемами жизни, независимо от того, когда они были написаны. Есть вечные проблемы, к которым писатели обращаются снова и снова. Такой, по моему мнению, есть проблема воспитания и взаимоотношений между родителями и детьми.

Сколько уже написано об этом, но каждый автор раскрывает это вечное противостояние по-своему. Во времена моральной деградации, политического и духовного приспособленчества, беспринципности большой мастер слова А. Коломиец выступил

со своей пьесой о семье «Дикий Ангел», проповедуя идеалы любви, верности, добра. Почти последний романтик украинского театра второй половины XX столетия поэтически раздумывал о работе, красоте человеческих отношений, вывел на суд зрителей своих героев — чистых, одаренных чуткостью сердца, морально и эстетично воспитанных личностей.

Для драматурга, как и для главного героя пьесы Платона Ангела, главнейшая ценность в жизни — его семя, его дети. Так как все начинается с семьи. Какими бы идеалами не наделило ребенка общество, но те моральные принципы, которые она усвоила дома, всегда преобладают. Писатель очень

любил молодежь, видел в ней будущее страны.

Это же каким оно должно быть? Для А. Коломийца главное — семейное воспитание. Герой пьесы «Дикий Ангел» Платон Никитович в воспитании своих четырех детей руководствуется принципами народной педагогики. Отец устанавливает для всей семьи единый закон: «Во всем, в малом и большом, единый советчик — правда!» Правда — это совокупность всех добродетелей. Платон Ангел уверен, что только работа, отношение к ней и результат ее — главнейшие критерии оценки человека.

И его дети выросли работящими людьми, которые умеют работать на совесть и знают цену заработанной копейке.

Если бы наша молодежь вся воспитывалась на таких идеалах, не уменьшилось бы у нас бездельников, воров, для которых ничего не стоят ни чужая работа, ни даже чужая жизнь?! Кажется, что Платон Ангел — деспот, самодур. Но присмотримся к нему в отношениях с другими. Разве он не страдает, выгнав младшего сына из дома за непокорность, и разве не принимает он его всем сердцем, когда тот вернулся возмужавшим со стройки? Своим суровым поступком отец заставил сына ощутить ответственность за свое будущее.

Чтобы заработать право иметь семью, воспитывать детей, надо много и честно работать. Вот кредо Платона Ангела. Вместе с тем отец учит детей экономить деньги, выступает за суровую экономию. И это не потому, что он скряга, а просто этот работящий человек думает наперед. Он видит ту безалаберщину, которая существует в стране, но в масштабе государственном ничего сделать не может.

Поэтому спасает хотя бы семью. Спасает ценой собственной жизни. Иногда поступки и поведение «дикого» Ангела кажутся нам непонятными и чрезвычайными. Но, возможно, это и есть наилучший способ воспитания честных, справедливых, самостоятельных, с чувством собственного достоинства граждан страны? Ведь именно таким мы видим результат воспитания Платона Никитовича.

К сожалению, сегодня очень тяжело найти семьи, подобные семье Ангела. Преобладают почему-то такие, как Крячко со своим одним-единственным сыном-бездельником, вором. А общество состоит из отдельных семей.

Итак, чем больше будет крепких, настоящих семей, тем крепче будет государство. И более богатым, кстати. Больно и горько, что сегодня пьесу «Дикий Ангел» почти не ставят театры. В современном обществе это произведение приобретает особое значение и актуальность.

Радует то, что недавно по телевидению продемонстрировали художественный фильм «Дом твоего отца», снятый по драме А. Коломийца «Дикий Ангел». Возможно, кому-то из настоящих и будущих родителей он поможет разрешить некоторые вопросы воспитания в собственной семье. Ведь особое внимание общество должно уделять воспитанию.

Это же дай нам, Бог, ума и душевных сил, чтобы воспитать таких детей, как у Платона Ангела.




Проблемы современности в пьесе А. Коломийца «Дикий Ангел»