Процесс обучения, его структура и функции

Процесс обучения — это целенаправленное взаимодействие преподавателя и учащихся, часть целостного пед. процесса. Процесс обучения строится с учетом возрастных особенностей учащихся.

Функции: образовательная, воспитательная, развивающая.

Структура. Процесс двусторонний: 1)преп-ние 2)учение

Составные компоненты процесса обучения: Целевой

Содержательный. Деятельностный Результативный

Все компоненты необходимо рассматривать в закономерной взаимосвязи.

Дидактические принципы обучения

1) научность

2) проблемность

3)

наглядность

4) активность и сознательность

5) доступность

6) систематичности и последовательности

7) прочности

Процесс обучения — это целенаправленное взаимодействие преподавателя и учащихся, часть целостного педагогического процесса.

Процесс обучения строится с учетом возрастных особенностей учащихся. Функции: образовательная, воспитательная, развивающая.

Структура процесса обучения

Процесс двусторонний:

1) преподавание

2) учение

Составные компоненты процесса обучения: Целевой Содержательный. Деятельностный. Результативный Все компоненты необходимо рассматривать

в закономерной взаимосвязи.

Дидактические принципы обучения

1) научность

2) проблемность

3) наглядность

4) активность и сознательность

5) доступность

6) систематичность и последовательность

7) прочности

Своеобразный подход к проблемам мотивации предлагается процессуальными теориями мотивации. В частности, теория мотивации В. Врума предполагает, что мотивация зависит от трех факторов: ожидаемого результата деятельности, ожидаемого вознаграждения и ожидаемой ценности вознаграждения. Эта модель мотивации получила название «теория ожидания».

Существует также теория справедливости, которая утверждает, что люди субъективно оценивают справедливость вознаграждения за затраченные ими усилия. Они сравнивают свое вознаграждение с вознаграждением других людей. Если человек не считает справедливым получаемое им вознаграждение, то он значительно снижает интенсивность и качество труда.

Л. Портер и Э. Лоуллер разработали модель мотивации, объединившую теорию ожидания и теорию справедливости. Согласно их модели уровень приложенных усилий определяется ценностью вознаграждения и степенью уверенности в том, что данный уровень усилий повлечет за собой определенный уровень вознаграждения.

Биосоциальная природа личности состоит в двойственности человека, в восприятии индивидуума, с одной стороны, как существа биологического, а с другой — как существа общественного.

Личность — это понятие, которое рассматривает человека как субъекта сознательной деятельности и как носителя устойчивых социально значимых черт члена определенного общества. К таким чертам относятся активность, самосознание, саморегулирование, релятивность.

Важнейшими индивидуально-типологическими особенностями личности являются темперамент и характер.

Темперамент — сочетание устойчивых психических свойств, определяющих динамику деятельности человека. С древнейших времен выделяют четыре типа темперамента: сангвинический, холерический, флегматический и меланхолический. В настоящее время в зависимости от метода мышления, отношения к информации и контактов с внешней средой принято выделять два типа темперамента — экстраверт и интроверт. Тот или иной темперамент сам по себе не является ни плохим, ни хорошим.

Каждый тип темперамента имеет свои положительные и отрицательные стороны, которые следует учитывать при поручении человеку определенной работы.

В процессе адаптации личности в коллективе наряду с темпераментом важную роль играет характер работника. Характер — это совокупность основных психических свойств человека, проявляющихся в его поведении. В психологии выделяют девять наиболее ярких типов характеров.

Индивидуально-психологические особенности личности проявляются в ее способностях. Способности имеют общественно-историческую сущность, но несут в себе природные предпосылки развития в виде задатков, которыми люди наделены от рождения. То, насколько оформится задаток, зависит от условий индивидуального роста.

Задатки обусловливают развитие способностей человека, но не предопределяют их.

Задатки многозначны и могут реализоваться в различных типах способностей. Всякая же способность является способностью к какой-нибудь деятельности. В процессе деятельности важное значение имеет взаимосвязь между способностями и знаниями, умениями, навыками.

Степень предрасположенности человека к тому или иному виду деятельности характеризуется такими психологическими особенностями личности, как способности, одаренность, талантливость, гениальность.

Неотъемлемым компонентом способностей является повышенная мотивация. Мотивация — это одна из основных категорий психологии, которая обозначает побуждение человека к действию для достижения его личных целей и целей организации.

Для осуществления мотивации необходимо знание потребностей людей и ожидаемого ими вознаграждения.

Теории мотивации принято подразделять на содержательные и процессуальные.

Содержательные теории акцентируют внимание на потребностях, а процессуальные — на процессе мотивации. К содержательным теориям мотивации относятся теории А. Маслоу, Д. Мак-Клелланда, Ф. Герцберга. Однако все эти теории разработаны американскими авторами и рассчитаны на американскую систему ценностей и идеалов, которые далеко не всегда приемлемы в других странах.

Мотивация же должна осуществляться с учетом национального менталитета.

К процессуальным теориям мотивации относятся теория В. Врума, теория справедливости и теория Портера-Лоуллера.

Одной из современных теорий мотивации является теория мотивационного комплекса трудовой деятельности, в соответствии с которой на поведение личности в процессе трудовой деятельности воздействует целый комплекс побудительных мотивов. Сила действия этих мотивов не одинакова. Определив силу действия каждого мотива на поведение того или иного работника, можно подобрать адекватные стимулы и активизировать трудовую деятельность.




Процесс обучения, его структура и функции