Прочитанного эпоса «О красной лилии»
О красной лилии, кстати, сложилась даже своеобразная легенда. Рассказывают, будто она превратилась из чисто-белой в красную в ночь перед страданием Спасителя на кресте. Когда Спаситель, рассказывает легенда, придавленный трудной доской, шел той ночью Гефсиманским садом, то все цветы склоняли перед ним свои головки в знак сочувствия и печали. Но лилия, светясь во тьме несравненной белизной, сказала, сознавая свою красоту: я настолько прекраснее всех моих других названных сестер, что буду стоять прямо на своем стебле и буду смотреть, когда Он
Этот румянец так и остался с ней навсегда.
Вот почему, утверждает легенда, красные лилии никогда не стоят с поднятыми вверх головками, а на ночь всегда
Единое воспоминание о ней в это время — увенчанный лилией скипетр первых французских королей, который сохраняется в Сен-Жермен-ле-При, старинной церкви Парижа, построенной еще в XII столетии. В XII же столетии лилию своей эмблемой выбирает также и Людовика XII, когда, отправляясь во второй крестовый поход, согласно обычаю того времени, как начальник отдельного отряда, должен был выбрать для своего флага символ. Он выбирает именно этот цветок, во-первых, именно потому, что название ее немного похоже на его имя, а во-вторых — на воспоминание о том, что король Хлодвиг с ее помощью преодолел врагов христианства; он также отправляется на борьбу с неверными.
Кроме того, эти лилии должны были напоминать его воинам и о геройском подвиге короля, который выгнал из их родины римлян и стал основателем французской монархии. Таким образом, здесь впервые появляется тот белый флаг с тремя золотыми лилиями, который становится признаком королевской власти и преданности папскому престолу.
Лилию встречаем также и в гербе Людовика IX Святого, тем не менее вместе с маргариткой, которую он присоединил на упоминание о любимой жене — Маргарите. Три лилии красовались также и на его знаменах во время осуществления им крестовых походов и они означали: сочувствие, правосудие и милосердие — три добропорядочности, которыми отличалось все царствование этого наидобрейшего из королей. Форму лилии предавали также, как мы уже упоминали, и вершине скипетра, сама Франция называлась царством лилий, а французский король — королем лилий.
О лилиях говорили: «лилии не прядут», понимая под этим, что на французском престоле не может сидеть женщина, а это выражение означало занимать высокую должность, поскольку цветами лилии украшали не только все стены судебных залов, но и спинки стульев.
Наследник Людовика XI Филипп III Смелый был первым из французских королей, печать которого состояла просто из трех лилий, а за Карла VII, который жил с 1422 до 1461 года, т. е. через 200 лет после Филиппа III Смелого, эта печать становится уже государственным гербом… Этот же король, желая оказать почести памяти Жанны Дарк, наивысшее и найблагороднейшее, что мог сделать для ее родных — предоставляет им дворянское звание вместе с фамилией Лилеевых и гербом, который представляет собой меч с лилиями по обе его стороны и венком из лилий вверху на синем поле. При Людовике XII лилия становится главным украшением всех садов Франции и называется цветком Людовика, поскольку, как утверждали современники, ничто лучше, чем этот чистый безупречный цветок, не могло передать душевную чистоту отца народа.
Важное значение имела лилия и в создании орденских знаков. Возвратив на престол после стодневного царствования Наполеона І, Людовик XVIII, например, основал орден белой лилии, что состоял из серебряной лилии на белой шелковой ленте. Этот орден раздали в таком количестве, что он словно стал эмблемой партии Бурбон в противоположность приверженцам Наполеона, символом которых, как уже отмечалось, была фиалка.
Отметим, кстати, что во время республики 1793 года республиканское правление всячески старалось принизить эту эмблему королевской власти и даже приказало клеймить изображением лилии каторжан.
Цветок вообще очень любили во Франции, она испокон века считалась выражением высочайшего благоволения и уважения, а потому в аристократических семьях было заведено, чтобы нареченный каждое утро присылал своей избраннице вплоть до самого брака букет живых цветов, среди которых непременно должны были быть несколько белых лилий. С таким же уважением относились к лилии и южные соседи французов — итальянцы и испанцы. Среди этих народов, и во всех католических землях, ее считают цветком Пресвятой Девы, вследствие чего изображение Божьей Матери здесь постоянно украшают гирляндами из лилий. В венках из этих цветов местные девушки идут к первому Св.
Причастию, в знак того, что якобы в таких венках в христианстве все Девушки принимали и Св. Крещение.
Кроме того, в Пиренеях с давних времен существует обычай каждый год 24 июня, на Иванов день, приносить к церкви огромное количество лилий и ставить их в красивых вазах для освящения. Здесь они стоят на протяжении всей обедни, а потом, окропленные свяченой водой, их составляют в букеты, располагают крест-накрест и прибивают над дверью каждого жилья, которое с этой минуты уже будто считается под защитой Иоанна Крестителя. Так эти букеты остаются к следующему празднику. Существует легенда, что с лилией в руке явился в день Св.
Благовещения архангел Гавриил к Пресвятой Деве, и потому на всех наших иконах, которые воссоздают события, он всегда изображается с ветвью этих цветов. С такой же ветвью как символом чистоты и непорочности видим лики католических святых: Иосифа, Иоанна, Франциска, Норберта, а также св. Гертруду и некоторых других.
Лилиями украшены подземные римские катакомбы и гробница св. Цецилии,
Выше уже упоминалось о месте этого цветка в давнегерманской мифологии, но, кроме того, о ней существует немало разных легенд и вне мифологических пересказов. Следует указать, что за средневековье огромное количество лилий выращивали в монастырских садах. Здесь она достигала такой величины и красоты, что невольно вызвала общее удивление и порождала среди массы невежд немало разных пересказов, связанных с жизнью монахов.
Так, в средневековом Корвейском монастыре, который существовал на реке Везери, как твердят эти пересказы, ее считали цветком смерти. Каждый раз тот из братьев, кто должен был умереть, якобы находил за три дня до смерти на своем стуле в церкви белую лилию. И вот, как свидетельствует такая легенда, один из честолюбивых монахов надумал воспользоваться этим поверьем, чтобы избавиться от старого надоедливого настоятеля и самому занять его место. Втайне достав ветвь лилий, он положил ее на место старика приора, и старичок, испугавшись, в самом деле отдал Бог душу.
Желание честолюбца сбылось, его избрали настоятелем. И, заняв такое желанное для себя положение, монах с того времени потерял покой. Совесть грызла его, исчезли радости жизни, он исподволь угасал, и, сознавшись на предсмертной исповеди в совершенном преступлении, преступник умер…
Интересный также существующий в горах Гарца пересказ «О цветке лилии». События происходили близ городка Лаценберга. Волшебная сельская девушка Алиса отправилась с матерью к лесу за хворостом, и вдруг по дороге встретилась с властителем этой страны, графом Лауенбурзким, большим дон жуаном и ловеласом. Увлекшись красотой девушки, граф сразу же приглашает ее в свой замок, обещает сделать богатой и счастливейшей среди смертных.
Зная его жестокость и упрямство, мать умышленно уговаривает Алису согласиться на предложение графа, но, как только тот скрывается с глаз, бежит с дочерью к соседнему монастырю и умоляет игуменью спрятать их от преследований. В скором времени, однако, граф находит их приют, берет приступом со своими рыцарями монастырь и похищает несчастную. Крепко схватив ее, он мчится с ней верхом и в полночь въезжает в двор своего замка. И горный дух заступается за девушку, похищает ее душу, и граф прижимает к себе Алису уже мертвую.
Ее снимают с коня, и на том месте, где ноги девушки затронули землю, вырастает замечательный белый цветок, знаемый среди народа с того времени как «лауенбурзкая лилия».
Прочитанного эпоса «О красной лилии»